Гай Муций Сцевола был легендарным Римским героем, который пытался убить врага Этрусского короля Ларса Порсена в шестом веке до нашей эры.
Когда Сцеволе не удалось убить короля, он был захвачен и доставлен к Ларсу. Но вместо того, чтобы просить о помиловании, Сцевола смело заявил: Роман Сум - я Римлянин, после чего произнес волнующую речь о храбрости своего народа. Король был так впечатлен, что, как говорится, отпустил Сцеволу.
Позже в Римской истории Римляне могли заявить о гордости за свое государство, используя несколько иную формулировку: Civis Romanus Sum, что означает " Я - Римский гражданин."
Эта фраза была не только выражением глубоко чувствуемой национальной гордости, но и декларацией о том, что человек имеет особый статус в мире и является получателем прав и привилегий, предоставленных в обмен на весомые обязательства.
Римское гражданство - это сложная концепция, которая варьируется в зависимости от пола, происхождения и социального статуса человека. На полное гражданство могли претендовать только мужчины.
Ребенок, рожденный в результате законного союза между отцом и матерью гражданина, приобретал гражданство при рождении.
В теории, вольнорожденные Римские женщины считались Римскими гражданами. На практике, однако, они не могли занимать должности или голосовать.
Гражданство по-разному упрощало и улучшало повседневную жизнь Римлян. Оно также предлагало защиту. Когда Гай Веррес, губернатор Сицилии, был предан суду за вымогательство в 70 г. до н. э., оратор и адвокат Цицерон, действуя в качестве прокурора, апеллировал к правам, присущим гражданству, чтобы укрепить свое дело против губернатора.
Цицерон описал суровые наказания, которые Веррес применил к заключенному, несмотря на то, что жертва неоднократно настаивала на том, что он был Римским гражданином, статус, который должен был защитить его от пыток. Доводы Цицерона против Верреса были настолько убедительны, что он был изгнан.
Права и обязанности.
Гражданство имеет свои корни в глубоком прошлом Рима. В VI веке до нашей эры Рим перешел от монархии к республике, власть в которой принадлежала Сенату и народу Рима.
Римские мужчины имели право голоса и также несли серьезную ответственность. Они должны были быть готовы умереть, если это будет необходимо, на службе у Рима.
Эта связь между правами и обязанностями создала концепцию Римского гражданства, известную на латыни как civitas , которая будет расширяться и изменяться по мере подъема и падения Рима.
На практике плебеи (простые граждане) имели меньше прав голоса, чем аристократические Патриции.
Но принцип, согласно которому человек со скромными средствами мог считать себя таким же Римским гражданином, как и аристократический землевладелец, был очень силен. Это помогло сформировать чувство единства и Римской идентичности.
Привилегии, которыми пользовались полноправные граждане, были весьма широки. Они могли голосовать в собраниях и на выборах; владеть собственностью; вступать в законный брак; наследовать собственность своих детей; выставлять свою кандидатуру на выборах и занимать государственные должности; участвовать в духовном служении; и записываться в легион. Граждане мужского пола также могли заниматься коммерческой деятельностью на территории Рима.
В обмен на такие права граждане были обязаны вносить взносы на военные расходы пропорционально своему богатству.
По закону они должны были регистрироваться в переписи населения, чтобы государство могло вычислить, к какому социальному классу они принадлежат на основе их богатства.
Когда Рим начал расширяться в Италии, он столкнулся с вопросом о том, следует ли предоставить этот желанный статус civitas не Римским общинам, которые он завоевывал.
Такой жест мог бы помочь укрепить лояльность в определенных обстоятельствах, но он также убрал этническое измерение из гражданства, идея, которая беспокоила многих римлян.
Ранний пример распространения civitas на не Римские народы имел место в IV веке до н. э., когда Рим предоставил Этрусскому городу Цере, расположенному примерно в 35 милях от Рима, разбавленную форму гражданства.
По мере того как продолжалось завоевание Италии, Рим давал своим вновь покоренным народам аналогичный пакет размытых прав, которые часто исключали право голоса.
Среди покоренных народов росло недовольство. Многие чувствовали, что они берут на себя ответственность, такую как военная служба, не получая своей справедливой доли привилегий. Ситуация достигла апогея с социальной войной первого века до н. э., серией восстаний против Римского правления в центральной Италии.
Чтобы подавить их, были приняты законы о предоставлении гражданства всем тем, кто выступал против восстания, или мятежникам, которые были готовы сложить оружие. Этот жест был расценен как успех. Восстание было успешно прекращено вскоре после этого.
Только граждане имели право носить тогу, типичную Римскую одежду, которая надевалась поверх туники и закрывала тело и плечи человека. Тога требовала много времени, чтобы надеть ее, и оставляла одну руку неподвижной под ее сложными складками.
Ограничительная и непрактичная, она стала непопулярна как повседневная одежда к концу республики. Будучи единственным внешним признаком Римского гражданства, она все еще играла важную церемониальную и ритуальную роль. После наступления половой зрелости мальчики меняли пурпурную отделанную тогу претекста на простую тогу вирилиса мужчины.
Новые права, старая дискриминация.
Гражданство в полном смысле слова представляет собой способность индивида свободно действовать в различных областях гражданской жизни.
Римская женщина, однако, не имела своего собственного potestas (законной власти или агентства). Она была подчинена авторитету своего отца, а затем своего мужа.
Если бы она осталась без отца или мужа, то попала бы под власть мужчины-опекуна, который взял бы под свой контроль ее собственность и осуществлял бы для нее определенные законные сделки. Этот мужчина-опекун должен был дать официальное согласие на ее действия.
Продолжение следует...