Найти тему

Проект «Суперджет». Еще одно мнение.

Да в 2000-х у нас была разруха в авиастроении. Но не нужно преувеличивать. Мы были не банановой республикой, и прекрасно знали, как проектировать и производить самолеты. Все что нам нужно было – это переобучение и обновление производства. И тут как черти из табакерки появились зарубежные партнеры и консультанты: а давайте сделаем совместный проект! Мы вас всему научим! Откуда такая щедрость? Интересно, они так же бы сюда побежали, если бы не было безграничного государственного финансирования?

Прошел не год, не три, а более 15 лет. Кто из наших производителей или разработчиков, участвовавших в проекте «Суперджет», сегодня способен самостоятельно создать готовый конкурентоспособный продукт для международного (или хотя бы внутрироссийского) рынка, за который люди готовы платить реальные деньги?

Инициаторы проекта так называемого «первого российского самолета» пытались копировать западный подход к производству. Нам говорят: «То, что запчасти не на 100% свои так это нормально – у всех так». Так , да не совсем. Консультанты Боинга наверное забыли рассказать в чем секрет.

Поклонников российской авиатехники вынужден разочаровать.

Самолет не российский и жалеть его не стоит т.к. он не является триггером развития российской промышленности, а только отвлекает на себя финансовые ресурсы и время, тем самым тормозя развитие собственных российских разработок и промышленных предприятий.

Почему самолет не хотят покупать зарубежные авиакомпании, лояльные к России? Да потому что он и не наш и не их. За него по сути никто не отвечает.

SSJ-100 это не российское производство, а только сборка (50-80% импортных комплектующих и только 10% свое, и не самое ответственное). Часто ломается. Нет сервиса, нет запчастей. Система управления то ли недоработанная, то ли слишком сложная.

Так что же там такого на Западе, на что нам так настоятельно рекомендуют равняться?

На Западе нет бесхозных денег и ничейных самолетов, не говоря уже о том, что менталитет и подход к производству совсем другой. Если у нас в основном хватаются за бумажку и правила, то у них - очень много вопросов остается на усмотрение хозяина. Все решается между собой, за кулисами, и все поддерживают друг друга, пока это выгодно.

Да, у них действительно одно изделие может изготавливаться на ста мелких предприятиях, расположенных по всему миру. Процент своего и покупного у всех производителей разный. Но, при всем при этом, продукция одного производителя может работать успешно в течение 10-20 лет, а продукция другого может развалиться уже при вводе в эксплуатацию. Американские и европейские покупатели все эти хитрости знают. И только россияне не видят разницы и регулярно покупают европейский металлолом, выбирая не то что нужно нам, а то, что нужно им.

Вот у них там, в Европе. Есть, допустим, компания, которая себя позиционирует как производитель т.е. она выставляет на рынок продукт под своим именем и получает за это деньги. А по сути, она является компанией заказчиком для большого количества небольших предприятий, о которых мало кто знает. В Европе, фирма с 50 работниками – это уже считается серьезное производственное предприятие.

В бизнесе есть такое понятие как «свои» и «чужие».

Среди производителей и разработчиков суперджета наших нет. Та работа, которой занимаются наши – это подачка с барского стола, а не серьезная работа. При этом, наши постоянно где-то участвуют: в совместных проектах, в СП, но деньги уходят куда-то в другую сторону.

А наши радуются, что, мол, рядом стояли и одним ухом приобщились к европейским технологиям. Еще говорят: « мало – это лучше чем ничего». Тут можно сказать только одно - у нас в стране живут очень хорошие и терпеливые люди, не испорченные капитализмом.

Я на это смотрю немного с другой колокольни. За такие то деньги? Картина должна быть диаметрально противоположной. Это наши люди должны не участвовать, а руководить всеми направлениями в проекте, включая проектирование и производство и получать заказы и деньги за них.

Государство выделило деньги именно для наших людей, чтобы именно наши люди стали реальными производителями и разработчиками, а не номинальными. А получилось что. Какие-то граждане с низкой социальной ответственностью перепутали государственный кошелек со своим, украли у наших не только деньги, но и будущее. Для чего? Для того чтоб кормить зарубежных поставщиков, предав своих?

Более того, поставщики иностранных комплектующих почему-то не хвалятся своим участием в проекте «Суперджет» и не хотят делать запчасти по «чужой» документации. У западных производителей есть мнение, что «свои» разработки надежнее, чем «чужие».

Некоторые компоненты кроме суперджета вообще никому не нужны.

Вот скажет завтра, например, Safran или Thales или Dowty что контракт продлять не будут или что новых запчастей в ближайшие два года поставлять тоже не будут (для этого даже санкции не нужны, просто загрузка производства более выгодными заказами), и что делать будем? Что тогда будут кричать псевдо-патриоты этого «российского» самолета?

А чем в проекте «Суперджет» занималась фирма Alenia (сегодня входит в корпорацию Leonardo)? За «помощь» в разработке они получили акции ГСС и долгосрочный рынок сбыта для своей авионики Thales.

С точки зрения бизнеса, цена разработки без возможности производства равна 1 евро.

Кто сможет произвести детали из итальянской разработки? Только поставщики фирмы Alenia, ввиду специфики западного подхода к производству. Ведь своего у нас нет, а другие за «чужой» заказ не возьмутся, а вежливо ответят: « Можете купить любые другие детальки, но не эти, потому как эти принадлежат другому заказчику, и мы вам их не продадим.

И не нужно путать государство и частный бизнес. Это абсолютно разные финансовые возможности и разный административно-правовой ресурс.

Государство может щелкнуть пальцем и завтра все от 16 до 60 захотят переучиваться, участвовать в проектировании, производстве и испытаниях.

Как это сделать? Проще не бывает. Для бюджета государства это копейки.

Выпускникам школ гарантировать бесплатное обучение и последующее трудоустройство, с проживанием и стипендией по целевым специальностям.

Пенсионерам-специалистам определенного направления предоставить коэффициент или весомую надбавку к пенсии, а работодателям -пониженные ставки по уплате страховых взносов.

Предприятиям-разработчикам и потенциальным производителям можно предложить освобождение от НДС лет на 10 в случае участия в государственных программах.

И так долее. Ни Боингу ни Аирбасу такие возможности даже не снились.

Кто сказал, что на разработку нового двигателя уйдет 10 лет? Для Эмбраера или даже Боинга может быть, а для государства этот срок можно смело разделить на три.

То, что все российские проекты-конкуренты суперджета имели непреодолимые проблемы и поэтому был выбран именно суперджет – это заблуждение.

Нам говорили, что были только украинские двигатели и их сегодня нельзя ставить или что наши старые двигатели не проходят по шуму в Европе. Это может быть проблемой для маленькой прибалтийской страны, но не для России – масштаб не тот.

Что, никто не помнит, как в советское время целые заводы переносили на другой конец страны или как из честно подсмотренных западных разработок создавали свое, новое и хорошо работающее?

Сертификация - это вообще отдельная тема. У Боинга, который был консультантом проекта SSJ (RRJ),можно было бы научиться тому, как лоббировать свои интересы на международном рынке и проталкивать выгодные для себя решения. Но… не захотели.

Нам говорят: « Суперджет - основа для нашего будущего авиастроения».

Основа - это, если вдруг кому-то надоели кресла или показалось, что двигатели как-то сильно шумят, можно просто взять и сняли модель с производства и через пару месяцев запустить другую ( действительно другую, а не только на бумажке).

А мы сегодня так сможем?..

Вот вам и ответ на вопрос, какая нам польза от суперджета. Процесс есть – прогресса нет.

Проект суперджет - это не основа для нашего авиастроения, а пустышка, проект-однодневка, жизненный цикл которого давно должен был завершиться.

фото из архива КнААПО
фото из архива КнААПО