Найти тему
Антропология

Правосудие и антропология

Под правосудием понимается постоянное и бессрочное решение правовых вопросов или споров для снабжения каждому лицу его или ее должного статуса.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Понятие справедливости берет свое начало в греческом языке. Греческое  произведение   Дике  соответствует идее пребывания на отведенном ему месте или роли.

Греческие философы Платон и Аристотель разработали определения справедливости.

Платон говорил-справедливость означает поддержание уклада в обществе, когда каждый человек выполняет  естественную свою  роль.

Аристотель описывал справедливость в терминах пропорциональности и равенства.

Он сказал-справедливость означает честное отношение к отдельным людям, и это вопрос распределения благ в их правильной пропорции.

Хотя закон и правосудие взаимосвязанные понятия, но у них разные справедливое определения.

Закон в своем общем смысле представляет собой свод правил или действий или поведения, предписанных контролирующим органом с обязательной юридической силой.

Справедливость подчеркивает честность  и права.

Она подразумевает моральное и беспристрастное обращение со всеми лицами, особенно в рамках правовой системы того или иного общества.

Однако концепции справедливости вступают в конфликт с правовым  механизмом того или иного общества.

Например, ученые-юристы и социологи сегодня рассматривают законы, поддерживающие рабство, как несправедливые законы.

Антропологи и правоведы спорят о справедливости с позиций морального релятивизма и морального объективизма.

Моральные релятивисты утверждают, что у справедливости  многообразные значения в обществах и то, что одно общество считает несправедливым, в другом обществе это норма. Поэтому антрополог стремится понять смысл справедливости в том или ином обществе.

Сторонники морального объективизма утверждают, что стандарты справедливости, которые могут быть использованы для оценки обращения с людьми в любом обществе.

Пока традиционная подготовка антропологов критиковала ценностные антропологические исследования, за последнее время область антропологии охватывает массу исследователей, которые поддерживают моральную объективную позицию и критикуют обращение с людьми в обществе, изучая с точки зрения социальной справедливости. 

Эксперты  выделяют три главных типа справедливости:

  • Распределительная
  •  Коммутативная     
  •  Корректирующая. 

 

Распределительная справедливость связана с анализом распределения благ и бремени общества.

Всевозможные  дискуссии о распределительной справедливости касаются показателей, которые общества используют для распределения ресурсов нации, таких как потребность, ранг, соглашения или заслуги. 

 Коммутативная справедливость имеет дело с тем, как достичь справедливого разрешения между отдельными лицами, когда люди считают что их  обидели.

Цель коммутативной справедливости состоит в том, чтобы отдать человеку то, что принадлежит этому человеку, таким образом, чтобы никто не выигрывал от потерь другого. 

Исправительное правосудие озабочено тем, как людей  наказать за проступки.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Она направлена на определение того, что считается справедливым наказанием и что считается правомерным этапом  определения вины перед назначением наказания.

Антропологи в основном  рассматривают справедливость с точки зрения одной из трех парадигм: 

  •   Функционализм
  •  Конфликт  
  •  Плюрализм  

 Функционалистская парадигма характеризует общество как сообщество, состоящее из единомышленников-индивидуумов.

Они  рассматривают право как объединяющую силу в обществе, поскольку это инструмент разрешения споров и достижения справедливости. 

 Конфликтная перспектива опирается на марксистскую концепцию власти, характеризующую право как инструмент властных сил в обществе, которые сохраняют статус-кво.

Сторонники теории конфликтов утверждают, что власть имущие пишут законы для собственной выгоды, в результате чего действующая схема социального неравенства содержит много законов, которые несправедливы, поскольку они угнетают бедных и другие маргинализированные группы. 

 Плюралистическая теория стремится обеспечить  сложное понимание вопросов справедливости в обществе.

Они подчеркивают, что справедливость определяется группами интересов в обществе, но эти группы интересов меняются с течением времени.

Эта точка зрения  свидетельствует о  группе интересов придерживающихся  разнородных  идей справедливости, которые противоречат друг другу. 

 Ранние антропологические анализы справедливости проводились в не западных обществах и подчеркивали открытие правил, используемых для разрешения споров.

Кстати  Бронислав Малиновский (1884-1942) изучал Тробрианские острова Меланезии, где он применил и открыл весомость взаимности, механизма обмена, основанной на взаимных услугах между отдельными лицами и группами, как основы права, а следовательно, и социального устоя.   

 Малиновский утверждал, что обязательства, носят социальную функцию обеспечения непрерывности и адекватности взаимных услуг.

Он пришел к выводу, что обязательства, связанные с единением станут основными социальными контактами в Тробрианском обществе. 

В 1970-е годы, помимо изучения норм, используемых для разрешения споров, антропологи изучали процессы, посредством которых споры разрешаются в социокультурном контексте сообщества.

Благодаря таким наблюдениям они узнали, что люди не редко справляются со своими юридическими спорами и приходят к честному результату через механизм неформальных, гармоничных решений между сторонами, а не через судебные подходы. 

 Например, Лаура Надер использовала понятие идеология гармонии для интерпретации своей работы по разрешению споров в мексиканской горной деревне Сапоте.

Она утверждала, что причина, по которой люди представляли себя гармонично разрешающими все споры, была частью политической стратегии, сфокусированный на то, чтобы не допустить вмешательства колониальных властей в дела деревни. 

 В 1980-х годах антропологи продолжали изучать справедливость с точки зрения разрешения споров.

Однако в этих обзорах подчёркивались проблемы стратификации и власти.

Антропологи  расширили сферу своих изучений(права человека, заключенные, мигранты, беженцы и другие проблемы).

По мере расширения областей исследования они изучали, как право установки значений представляет собой социальную конструкцию справедливого  мира; то есть право как идеология встроено в культурные смыслы общества.

За последнее время этот подход иногда рассматривает вопросы правосудия в контексте глобализации.

Например, некоторые антропологи сообщают о преследованиях и других зверствах народов.

Это включает в себя анализ накала между местной формулировкой прав человека и ее глобальным аналогом, идеологией международных прав человека.

Кроме того, некоторые антропологи одобрят конкретное определение прав человека и определят  тип политических схем, которые обеспечат эти права.

Эти эксперты надеются внести вклад в социальное строительство справедливого мира.