Истоки барокко и идеалы Ренессанса
Семье Карраччи - Аннибале, его брату Агостино и их двоюродному брату Лодовико часто приписывают начало развития первой фазы барочного искусства в живописи.
В ответ на искусственность маньеризма, стиля, который доминировал в Центральном итальянском искусстве в середине XVI века, Карраччи выступали за возвращение к большему натурализму.
Братья даже основали академию живописи (Accademia degli Incammati) в Болонье около 1580 года, которая сосредоточилась как на изучении лучших художественных моделей эпохи Возрождения, так и на непосредственном изучении природы.
Карраччи разработали новый стиль живописи, включающий в себя богатый цвет, мягкую светотень и теплое освещение, заимствованное у северных итальянских художников, таких как Тициан и Корреджо, со сбалансированными композициями, твердым рисунком и идеализированными формами, которые характеризуют искусство центральных итальянских художников, таких как Рафаэль и Микеланджело.
Аннибале развил этот стиль в Риме, где он и создал произведение, эмоциональная непосредственность которого сигнализирует о появлении искусства барокко – картину «Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге».
Domine, Quo Vadis? (Господи, куда же ты идешь?)
Согласно католической традиции, Святой Петр и Святой Павел были казнены в Риме около 67 года н. э. во время правления печально известного императора Нерона.
В этой истории (найденной в ранних христианских писаниях, но не в Новом Завете) говорится, что Петр был освобожден из тюрьмы в Риме после того, как он и Павел обратили своих тюремщиков.
Тогда братья-христиане, заботившиеся о его безопасности, убедили Петра бежать из Рима.
Уходя, Петр столкнулся с воскресшим Иисусом. Удивленный Петр спросил: «Domine quo vadis?»- «Господи, куда же ты идешь?». Иисус ответил: «Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым».
Услышав эти слова, Петр понял, что его поступки были трусливыми и что он должен вернуться в Рим. Там он был арестован и распят вверх ногами по своей просьбе, потому что он не чувствовал себя достойным умереть, как Иисус.
Драма и жесты
В картине «Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге», две главные фигуры выделяются на фоне приглушенных земных тонов пейзажа, усеянного нежными деревьями и римской архитектурой.
Первоначально Петр стоял более прямо и ближе к Иисусу, но Аннибале изменил его «расположение» на картине, чтобы более драматично выразить всю эмоциональность его реакции.
Иисус появляется в своем воскресшем теле; оно мускулистое, но несет на себе раны распятия.
Он носит белую набедренную повязку и красную мантию через плечо (красный цвет символизирует его человечность и кровь, пролитую в его страсти). Другие упоминания о страсти Господней - терновый венец на его голове и крест, который он несет на левом плече.
Петр идентифицируется по его традиционным синим и желтым одеяниям, седым волосам и бороде, а также ключам, которые висят у него на поясе.
Его поражает мускулистая фигура Иисуса. Руки Петра подняты в защитном жесте, и он отшатывается в изумлении.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!