Найти тему
Искусство и жизнь

Беллини и Тициан: «Пир богов» и другие шедевры

Законченная всего за два года до смерти Джованни Беллини, картина «Пир богов» кардинально отличалась выбранной тематикой для этого венецианского мастера (обычно он писал христианские сюжеты и портреты).

Но, видимо, Беллини продолжал бросать вызов самому себе, создавая эту сцену, на которой изображены 17 богов и богинь, едящих и пьющих на пышной лесной поляне, окрашенной в блестяще богатые, смешанные цвета, типичные для венецианской школы живописи. Нимфы и сатиры, в свою очередь, подают вино этим божествам.

Некоторые фигуры осторожно подносят бокалы к губам, в то время как другие страдают от последствий того, что выпили слишком много. И тот, кто ответственен за это «безудержное празднование», преклоняет колени на левом переднем плане - древнеримский бог вина—Вакх, который продолжает извлекать еще больше «своего дара» из бочки.

Изменения картины от Доссо Досси и Тициана

Беллини послал эту большую работу Альфонсо д'Эсте, герцогу Феррарскому, который намеревался повесить ее в своем камерино - маленькой комнате, как он ее называл, частном кабинете, построенном по образцу старинной картинной галереи.

Однако после прибытия полотна в Феррару в 1514 году что-то пошло не так. Полотна, как правило, должны были лакироваться для транспортировки, но, вероятно, как раз во время этого процесса картина и была повреждена.

В результате Альфонсо был вынужден попросить местного художника Доссо Досси перекрасить левый фон картины, на котором был изображен холм и изменить листву дерева в правом верхнем углу.

Тема праздника

Консенсус по тематике картины еще не достигнут, поскольку некоторые личности фигур до сих пор горячо обсуждаются.

https://eclecticlightdotcom.files.wordpress.com/2018/03/bellinifeastofthegodsd1.jpg?w=1880
https://eclecticlightdotcom.files.wordpress.com/2018/03/bellinifeastofthegodsd1.jpg?w=1880

Доподлинно известно, что Беллини необычным образом изобразил Вакха в образе ребенка, чье обличье восходит к древнему писателю Макробию.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1400/work/e72/490993.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/oy1400/work/e72/490993.jpg

За ним, вероятно, изображен бог всех начинаний, Янус. Юпитер со своим орлом (орел также является символом семьи Эсте), появляются в центре, а справа, возможно, изображена царица подземного мира, Прозерпина. Она держит айву, символ брака с богом подземного мира, Нептуном, который любовно сжимает ее верхнюю часть бедра, в то время как его трезубец лежит рядом с ним на земле.

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/a21/490996.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/a21/490996.jpg

Рядом с ним находится богиня урожая Церера, а около нее - бог поэзии Аполлон, который в своем лавровом венке держит свою лиру.

Другие работы в Камерино герцога

Персонажи из древних историй, кажется, «переселяются» со страниц классических книг на стены камерино Альфонсо. Он нанял хорошо начитанного консультанта, чтобы тот помогал разрабатывать сюжеты для более поздних картин, и попытался нанять лучших художников.

Однажды Альфонсо даже взобрался на подмостки Сикстинской капеллы, чтобы попросить Микеланджело стать автором одной из его картин, и вел переговоры с Рафаэлем, но оба они отказались.

Однако куда более сговорчивым оказался Тициан. В 1519 году он внес свой вклад в картину «поклонение Венере», а в 1523 году несколько изменил «Вакха и Ариадну».

https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-4.nsf/O/A-8Y2UCG/$FILE/Tiziano_vecellio_titian_-bacchus_and_ariadne_detail_.Jpg
https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-4.nsf/O/A-8Y2UCG/$FILE/Tiziano_vecellio_titian_-bacchus_and_ariadne_detail_.Jpg

В 1525 году Тициан написал свою «Вакханалию» - сцену, описанную в древнем тексте об острове Андрос, где священный для Вакха напиток лился рекой.

Тициан добавил в свою работу детали, намеренно вызывающие сравнение с «Пиром Богов» своего учителя Беллини.

Обе они имеют откидывающуюся женскую фигуру справа и опрокинутый бокал вина на переднем плане. У обоих есть обнаженные мужские фигуры, подносящие к губам сосуды, наполненные вином.

А позже, в 1529 году, Тициан перекрасит фон «Пира Богов» Беллини, чтобы стилистически объединить его с другими картинами, висящими в камерино Альфонсо - ренессансном пространстве, посвященном возрождению классического искусства.

-5

Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!