65 подписчиков

Беллини и Тициан: «Пир богов» и другие шедевры

159 прочитали

Законченная всего за два года до смерти Джованни Беллини, картина «Пир богов» кардинально отличалась выбранной тематикой для этого венецианского мастера (обычно он писал христианские сюжеты и портреты).

Но, видимо, Беллини продолжал бросать вызов самому себе, создавая эту сцену, на которой изображены 17 богов и богинь, едящих и пьющих на пышной лесной поляне, окрашенной в блестяще богатые, смешанные цвета, типичные для венецианской школы живописи. Нимфы и сатиры, в свою очередь, подают вино этим божествам.

Некоторые фигуры осторожно подносят бокалы к губам, в то время как другие страдают от последствий того, что выпили слишком много. И тот, кто ответственен за это «безудержное празднование», преклоняет колени на левом переднем плане - древнеримский бог вина—Вакх, который продолжает извлекать еще больше «своего дара» из бочки.

Изменения картины от Доссо Досси и Тициана

Беллини послал эту большую работу Альфонсо д'Эсте, герцогу Феррарскому, который намеревался повесить ее в своем камерино - маленькой комнате, как он ее называл, частном кабинете, построенном по образцу старинной картинной галереи.

Однако после прибытия полотна в Феррару в 1514 году что-то пошло не так. Полотна, как правило, должны были лакироваться для транспортировки, но, вероятно, как раз во время этого процесса картина и была повреждена.

В результате Альфонсо был вынужден попросить местного художника Доссо Досси перекрасить левый фон картины, на котором был изображен холм и изменить листву дерева в правом верхнем углу.

Тема праздника

Консенсус по тематике картины еще не достигнут, поскольку некоторые личности фигур до сих пор горячо обсуждаются.

https://eclecticlightdotcom.files.wordpress.com/2018/03/bellinifeastofthegodsd1.jpg?w=1880
https://eclecticlightdotcom.files.wordpress.com/2018/03/bellinifeastofthegodsd1.jpg?w=1880

Доподлинно известно, что Беллини необычным образом изобразил Вакха в образе ребенка, чье обличье восходит к древнему писателю Макробию.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1400/work/e72/490993.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/oy1400/work/e72/490993.jpg

За ним, вероятно, изображен бог всех начинаний, Янус. Юпитер со своим орлом (орел также является символом семьи Эсте), появляются в центре, а справа, возможно, изображена царица подземного мира, Прозерпина. Она держит айву, символ брака с богом подземного мира, Нептуном, который любовно сжимает ее верхнюю часть бедра, в то время как его трезубец лежит рядом с ним на земле.

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/a21/490996.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/a21/490996.jpg

Рядом с ним находится богиня урожая Церера, а около нее - бог поэзии Аполлон, который в своем лавровом венке держит свою лиру.

Другие работы в Камерино герцога

Персонажи из древних историй, кажется, «переселяются» со страниц классических книг на стены камерино Альфонсо. Он нанял хорошо начитанного консультанта, чтобы тот помогал разрабатывать сюжеты для более поздних картин, и попытался нанять лучших художников.

Однажды Альфонсо даже взобрался на подмостки Сикстинской капеллы, чтобы попросить Микеланджело стать автором одной из его картин, и вел переговоры с Рафаэлем, но оба они отказались.

Однако куда более сговорчивым оказался Тициан. В 1519 году он внес свой вклад в картину «поклонение Венере», а в 1523 году несколько изменил «Вакха и Ариадну».

https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-4.nsf/O/A-8Y2UCG/$FILE/Tiziano_vecellio_titian_-bacchus_and_ariadne_detail_.Jpg
https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-4.nsf/O/A-8Y2UCG/$FILE/Tiziano_vecellio_titian_-bacchus_and_ariadne_detail_.Jpg

В 1525 году Тициан написал свою «Вакханалию» - сцену, описанную в древнем тексте об острове Андрос, где священный для Вакха напиток лился рекой.

Тициан добавил в свою работу детали, намеренно вызывающие сравнение с «Пиром Богов» своего учителя Беллини.

Обе они имеют откидывающуюся женскую фигуру справа и опрокинутый бокал вина на переднем плане. У обоих есть обнаженные мужские фигуры, подносящие к губам сосуды, наполненные вином.

А позже, в 1529 году, Тициан перекрасит фон «Пира Богов» Беллини, чтобы стилистически объединить его с другими картинами, висящими в камерино Альфонсо - ренессансном пространстве, посвященном возрождению классического искусства.

Законченная всего за два года до смерти Джованни Беллини, картина «Пир богов» кардинально отличалась выбранной тематикой для этого венецианского мастера (обычно он писал христианские сюжеты и...-5

Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!