1 подписчик

Как понимать искусство на примере Марка Ротко

Марк Ротко
Марк Ротко

Если вы смотрите на живопись и удивляетесь: «Я мог бы сделать лучше» или «Мой ребенок мог бы нарисовать это», вы упускаете суть. Очень вероятно, что эта реакция вызвана каким-то недопониманием, которое отвлекает вас от возможности насладиться искусством. Я не говорю о мадоннах Рафаэля, с которыми так легко испытать чувство радости и удовольствия. Понятные формы, великолепные оттенки цвета и самоочевидное мастерство художника заставляют нас прийти к выводу, что Рафаэль, без сомнения, гений.

Рафаэль — Мадонна делла Седия
Рафаэль — Мадонна делла Седия

Но часто ли это случается, когда мы приходим в музей без каких-либо знаний и встречаем абстрактные картины? Думаю, нет. В этом случае некоторые из нас не могут сказать ничего лучше, чем те фразы, с которых я начала свою историю. Искусство иногда может показаться недоступным. Но дайте ему шанс, и он может оказаться глубоко личным и обогащающим.

Шаг 1: Изучите историю и поймите термины

Чтобы понять и ощутить всю глубину картин Марка Ротко, вам нужно освежить в вашей памяти начало 20-го века. Первая мировая война и революционные движения. Люди воспринимали реальность через призму чувств, таких как страх, разочарование, отчаяние и беспокойство. Эти испытания заставили людей найти способы выразить свои эмоции. Термин экспрессионизм был придуман в начале 20-го века, и он подчеркивал внутренние чувства художника по отношению к воспроизводящей реальности. Экспрессионисты изображают не реальность, а чувства и эмоции, которые создает эта реальность. Это художественное движение характеризовалось упрощенными формами, яркими цветами и жестовыми мазками или метками.

Хотя сам Ротко отказался придерживаться какого-либо художественного движения, его обычно называют абстрактным экспрессионистом. Это художественное движение освобождает искусство от логических законов. Художник самопроизвольно выражает свое подсознание и внутренний мир в хаотических и абстрактных формах. Основным принципом абстрактного экспрессионизма является стихийная, автоматическая роспись на холсте, которая возникает только под воздействием психических и эмоциональных состояний.

Чтобы лучше понять эти два термина, попробуйте ответить на вопрос «Как бы вы выразили самую яркую интенсивность депрессивных чувств?». Если вы представили себе человека, чья внешность указывает на депрессию, это экспрессионизм. Если вам удалось не думать о человеческой фигуре и увидеть чистое чувство, это абстрактный экспрессионизм.

"Я не абстракционист. Меня не интересуют отношения цвета или формы, или что-то еще. Меня интересует только выражение основных человеческих эмоций: трагедия, экстаз, гибель и так далее."
Марк Ротко

Шаг 2. Изучите биографию художника и выясните, что повлияло на его творчество

Марк Ротко
Марк Ротко

Ротко стал одним из величайших американских художников, но он не был американцем, и он не стал абстрактным экспрессионистом в один момент. Его настоящее имя Маркус Ротковиц. Он родился в городе Двинске (Россия) и в юности иммигрировал в Соединенные Штаты со своей семьей. Развитие его искусства происходило в Нью-Йорке в 1930-х годах. Творческие периоды Марка Ротко находились под влиянием кубистов, сюрреалистов, Ницше, Фрейда, Юнга, Великой депрессии и картин Анри Матисса. Полевые картины Клиффорда оказали решающее влияние на Ротко.

Работа Клиффорда Стилла
Работа Клиффорда Стилла

Абстрактные цветные плоскости Клиффорда открыли для Марка новое направление, и он работал в этом направлении последующие годы. Ротко отошел от фигуративного искусства и передал свои картины силе цвета, света и формы. Картины цветного поля принесли ему всемирную известность. С тех пор имя Марка Ротко навсегда вошло в историю абстрактного экспрессионизма.

Шаг 3. Окунитесь в работы художника

На первый взгляд картины Ротко могут показаться статичными. Но если вы проводите больше времени, глядя на них, вы вдруг обнаружите, что изображение движется, пульсирует, излучает таинственный и непостижимый свет. Картины приглашают вас в непредсказуемое путешествие и в неизвестное измерение.

Произведения Ротко пульсируют, потому что он использовал специальную технику для их создания. Ярко очерченные границы между цветами создают глубину, и вы неизбежно окунетесь в нее. Марк использовал размытые очертания и цвета, чтобы пробудить в нас чувства. Они поднимаются из глубин наших душ и создают вибрации, которые вступают в резонанс с картиной.

“…Я рисую очень большие картины. Я понимаю, что исторически функция рисования больших картин — рисовать что-то очень грандиозное и напыщенное. Однако причина, по которой я рисую их — думаю, это относится и к другим знакомым мне художникам, — именно потому, что я стал очень близким и человечным. Нарисовать маленькую картину — значит оставить себя вне своего опыта, смотреть на это как на стереоскопический взгляд на редукционное стекло. Тем не менее, вы рисуете большую картину, вы в ней. Вы не можете этим командовать.”
Марк Ротко

Если вы действительно хотите испытать все грани шедевров Марка, вам нужно увидеть его картины, потому что в этом случае репродукций недостаточно. Маленькие изображения не отдают должного его работе. Пространство выставочных залов всегда организовано особым образом по желанию самого художника. Ротко настаивал на эксклюзивных комнатах для своих картин и сопротивлялся любой попытке смешать его художественные работы с картинами других художников. Полотна Марка расположены на небольшом расстоянии друг от друга в темных комнатах без окон и расположены низко от пола. Картины следует рассматривать на близком расстоянии. Эта среда просмотра помогает нам раствориться в работах Ротко и ощутить тот же духовный опыт, который испытал художник при создании своих картин.

Черный в Темно-красном, 1957
Черный в Темно-красном, 1957

Все произведения Ротко грандиозны по своей концепции. На мой взгляд, очень сложно, нежелательно и бессмысленно пытаться их описать. Они были созданы для каждого из нас, чтобы окунуться в них и воспринимать их по-своему. Когда вы оказываетесь перед впечатляющей картиной Марка Ротко, вы наблюдаете движение красочных блоков, новых комбинаций и переходов цветов. Вы видите движущийся и люминесцентный свет, чтобы добиться этого, Марк использовал технику нанесения нескольких оттенков друг на друга. Все это вызывает гипнотическое ощущение замедления времени.

В 1949 году Марк Ротко начал использовать оттенки темных тонов. Переход к депрессивным и мрачным цветам произошел в 1957 году. Такие картины требуют от нас большего внимания, поскольку легче различать различия между темным и светлым, чем между темными и даже более темными цветами. Ротко усложнил свое искусство в отличие от поп-арта, который в то время наводнил все выставочные залы.

Шаг 4. Прочитайте интересные рассказы о художнике

«Я надеюсь разрушить аппетит каждого сына ... который когда-либо ел в этой комнате»
— Марк Ротко

В 1959 году Ротко отказался от своего соглашения о предоставлении своих картин для ресторана Four Seasons в здании Seagram в Нью-Йорке. Это была самая престижная общественная комиссия, которая когда-либо была присуждена художнику-абстрактному экспрессионисту. Ротко принял решение подарить девять картин, которые он предназначил для «Четырех сезонов», современному художнику Тейт в Лондоне.

Марк не объяснил, почему он принял комиссию в 1958 году на украшение ресторана на Парк-авеню и почему он позднее решил забрать свои картины и вернуть 35 000 долларов.

«Поработав некоторое время, я понял, что на меня подсознательно повлияли стены Микеланджело на лестнице библиотеки Медичи во Флоренции. Он достиг того же чувства, что и я, он заставляет зрителей чувствовать, что они заперты в комнате, где все двери и окна заложены кирпичом, так что все, что они могут сделать, - это навсегда прислонить головы к стене.»
— Марк Ротко

Если мы посмотрим на картины Ротко в Tate Modern, мы обнаружим, что они напоминают нам об окнах, порталах и дверях, которые должны позволять нашему уму выйти. Вместо этого они просто ведут нас к бордовым барьерам. Это напоминает нам о закрытых окнах вестибюля Микеланджело. Таким образом, становится ясно, что Ротко хотел создать зловещую атмосферу для столовой с клаустрофобными картинами местом, где самые богатые люди чувствовали бы себя некомфортно. Можно предположить, что Ротко хотел доказать, что его картины могут оказывать влияние и что он может превратить этот ресторан в место, где доминирует его искусство.

Так почему он решил снять свои картины?

Любой, кто будет есть такую ​​еду по таким ценам, никогда не будет смотреть на мою картину
— Марк Ротко

Возможно, когда он и его жена посетили этот ресторан в 1959 году, он осознал, что его картины станут украшением самого роскошного места в Нью-Йорке и что они не смогут оказать никакого влияния на состоятельных посетителей или что-то изменить.

Примечание: я хотела бы добавить лишь один маленький факт о Ротко. Всякий раз, когда он продавал картину в частном порядке, он сначала хотел узнать реакцию покупателя на произведение искусства, пытаясь понять, будет ли новый владелец использовать эту картину как шедевр искусства или как красивое украшение.

Шаг 5. Изучите живописную веху художника

В 1964 году Джон и Доминик де Менил поручили Ротко создать медитативное пространство, наполненное его картинами, которое известно как часовня Ротко. Четырнадцать картин Ротко были выставлены внутри. На трех стенах изображены триптихи, а на остальных пяти стенах изображены отдельные рисунки.

Часовня Ротко была основана в 1971 году и имела форму восьмиугольника, вписанного в греческий крест. Часовня предоставляет место для людей, нуждающихся в медитации и духовном руководстве. Она открыта для любого религиозного или духовного убеждения.

Картины Марка, которые выставлены в часовне, выглядят по-разному для каждого посетителя, который "испытывает" их, потому что оттенки черных картин варьируются в зависимости от интенсивности света в каждый конкретный день. Эти 14 картин, как известно, приводят людей в слезы из-за их простоты и красоты, что говорит о таланте художника.

Эти картины - своего рода "портал за пределы". Когда вы смотрите на них, вы смотрите на бесконечность. Марк Ротко достиг этого эффекта, используя темные цвета, потому что яркие останавливают ваше зрение на холсте, тогда как темные цвета выходят за рамки.

Он работал в течение шести лет над 14 большими картинами для часовни, и не дожил до открытия в 1971 году.

Сын Марка Ротко пришел посмотреть на часовню, когда ему было 33 года. Он был удивлен, что поначалу картины действительно не отзывались в нем.

«Я почти ушел ни с чем, но я немного задержался и закончил тем, что провел там час и 15 минут. Время как бы остановилось. Я даже не могу сказать вам, куда я пошел в тот момент. Я просто знаю, что это был опыт Ротко, в отличие от того, что я имел раньше.»
— Марк Ротко

Шаг 6. Узнайте, сколько стоят картины художника

В 2012 году «Оранжевый, красный, желтый» картина Марка Ротко, выпущенная в 1961 году, была продана на Christie's за 86 882 500 долларов. Это была рекордная номинальная цена послевоенного современного искусства на публичных торгах.

Оранжевый, красный, жёлтый, 1961
Оранжевый, красный, жёлтый, 1961

Шаг 7. Читайте о последних годах художника

Картины из серии «Черное на сером» Ротко написал в последние годы своей жизни. Он изобразил свет и тьму в напряженном равновесии. Эта группа картин ставит эпические битвы жизни и смерти. Эти произведения стали воплощением заявления Ротко за двадцать лет до их создания.

«Ход работы художника по мере того, как он перемещается во времени от точки к точке, будет направлен на ясность: на устранение всех препятствий между художником и идеей, а также между идеей и наблюдателем.»
— Марк Ротко
Без названия (чёрный и серый), 1970г.
Без названия (чёрный и серый), 1970г.

Марк Ротко пережил некоторые неудачи в конце своей жизни. Ему посоветовали никогда не работать в больших масштабах из-за массивной аневризмы аорты. Ему была назначена строгая диета, и ему не разрешали пить алкоголь и курить сигареты, от которых он был зависимым. Он становился все более подавленным, а позже он разлучился со своей женой и детьми. Он переехал в свою студию в 1969 году и покинул мир в целом, и почти полностью занялся последующими работами. «Очень нервный, худой, беспокойный», так описал Ротко его друг.

25 февраля 1970 года Марк Ротко был найден мертвым в своей нью-йоркской студии после самоубийства. Он передозировал барбитураты и перерезал артерию в правой руке. Ему было 66 лет.

Заключение

Я надеюсь, что это простое руководство поможет вам лучше понять любого творческого человека в этом мире. Узнать, почему художника называют гением, никогда никому не вредило, верно? История Марка Ротко показывает, что иногда приходится выбирать необычные способы самовыражения. Это показывает, что мы не можем судить об искусстве по тому, как трудно его создавать. И даже если мы думаем, что это было легко — это было совсем не так. Потому что на примере Марка Ротко мы видим, что у него было много экспериментов, прежде чем он нашел свой уникальный стиль, и что для этого потребовалось немало умственной и физической работы. И даже тогда искусство требовало всей его моральной и физической силы, чтобы подарить миру свои картины. История Марка Ротко показывает, что значение художественного произведения не является и не должно быть очевидным на первый взгляд. Искусство требует времени. И это хорошо, потому что хорошие вещи никогда не приходят легко.

Я также хотела бы упомянуть кое-что более важное, чем все термины, историю и биографию; это чувства и эмоции, которые вы наблюдаете за произведением искусства. Если у вас на глазах стоят гусиные пятна или слезы, когда вы стоите рядом с картиной, это значит, что ваше сердце общается с художником без слов. И это тот момент, когда между вами и художником нет расстояния, даже после смерти. Это момент, когда вы понимаете, без книг и статей, что художник хотел выразить и рассказать миру. Это чистое общение. Это самое невероятное чувство, которое вы можете испытать, исследуя искусство. Итак, чтобы получить этот опыт, я рекомендую вам иметь намерение понять и иметь желание начать диалог в своем сердце с художником.

Спасибо, что дочитали до конца!

Переведено с источника: оригинальный текст