В 1961 году Метрополитен-музей заплатил ошеломляющие 2,3 миллиона долларов, чтобы получить позднюю работу Рембрандта ван Рейна – картину, которая теперь называется «Аристотель с бюстом Гомера».
В то время это были самые большие деньги, когда-либо заплаченные за произведение искусства. Что же делает эту картину такой особенной?
Кто же изображен на картине?
Основываясь на предположении, выдвинутом голландским искусствоведом Абрахамом Бредиусом в 1930-х годах, можно утверждать, что на картине действительно изображен Аристотель, созерцающий бюст слепого древнегреческого поэта Гомера (жившего примерно за 400 лет до Аристотеля и считающегося автором эпических поэм "Илиада" и "Одиссея").
В первую очередь, это предположение основано на чертах лица, длинных волосах и бороде, украшениях и изысканном платье. Все они сопоставимы с другими изображениями Аристотеля, выполненными как в живописи, так и в печати в XVI и XVII веках. Аристотеля высоко ценили не только как поэта и философа, но и как главного учителя Александра Македонского, который, к слову, считал книгу Гомера одной из своих самых любимых.
Сам Рембрандт также владел бюстом Гомера - это значится в его описи банкротства 1656 года.
Аристотель
На картине Аристотель изображен в три четверти своего роста. Его правая рука тянется к скульптурному бюсту, стоящему на столе перед горой книг, частично скрытой занавеской, но он не смотрит на бюст - его глаза устремлены в невидимую точку за рамкой картины, а его отсутствующий взгляд создает ощущение меланхолического и отстраненного отражения.
Одежда Аристотеля, по-видимому, не относится к какому-то определенному периоду, и Рембрандт избегал более традиционного «одеяния», такого как тот, что был изображен в «Афинской школе» Рафаэля.
Вместо этого Аристотель, похоже, носит странное сочетание широкополой шляпы, белой туники и темной накидки, украшенной золотой цепочкой.
Что же касается бюста, то он написан в таком «теплом» тоне, что кажется больше похожим на «плоть», чем на «камень» - это, в свою очередь, ставит почтенного поэта почти в пределах досягаемости.
Эти два мыслителя, живой и скульптурный, связаны не только жестом Аристотеля, но и повторяющимися «дугами» их одежды.
Техника работы
Как и большая часть работ Рембрандта из последней трети его жизни, «Аристотель с бюстом Гомера» использует богатую темноту фона, чтобы выделить центральную фигуру, которая мягко выбирается из темноты почти как под лучом прожектора. Быстрый, энергичный мазок кисти создает объемные складки левого рукава Аристотеля; яркие пятна белого и светло-желтого гребня образуют мерцающие поверхности цепи, накинутой на его торс.
Хотя суть картины - это взаимодействие между бюстом и человеком, блики и фактура поверхности переносят наше внимание через тело Аристотеля к его левой руке, которая, подчеркнутая золотым кольцом на мизинце, покоится на цепочке у его бедра. Фон, напротив, растворяется в неясной и неоднозначной темноте, возможно, усиливающейся с течением времени.
Толкования картины
Исследователи картины предположили, что на ней Аристотель размышляет о временности мирского успеха (что представлено в форме его золотой цепи), по сравнению с более глубокой и длительной пользой мудрости, полученной от искусства и литературы, воплощенной в бюсте Гомера.
В этом смысле формальное повторение дуги, созданной цепью Аристотеля и скульптурной одеждой Гомера, устанавливает две фигуры как противоположные точки.
На цепочке Аристотеля висит медальон с портретом человека, возможно, Александра Македонского. Дарение золотых цепей было древней практикой признания превосходства и служения, и было возрождено в ранний современный период. Таким образом, это одновременно и исторический атрибут фигуры, и легко узнаваемый знак почета для современного зрителя.
Значение этой цепочки—как для сюжета, так и в композиционном плане—становится еще более очевидным благодаря той тщательности, с которой она была прорисована.
В "Поэтике" Аристотель обращается, среди прочего, к тому, как поэзия, театр и искусство являются процессами мимесиса, или подражания миру. Подражая миру в новом формате, поэт или художник представляет зрителю новое видение и новый способ познания мира.
Выбирая Аристотеля в качестве вдохновения для картины, Рембрандт подчеркивал роль видения самой живописи как благородного искусства.
Возможно, привлекательность картины отчасти проистекает из того, как зрителя приглашают принять участие и просят созерцать Аристотеля, который, как писал Вальтер Лидтке, показан “не как мудрец, от которого исходит мудрость, а как человек, который размышляет над этическими проблемами и разгадывает их для себя.”
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!