Самолет ИЛ-2
Самолет Ил-2 – это знаменитый советский штурмовик, разработанный талантливым авиаконструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Ил-2 – символ Великой отечественной войны. Его ещё называют «летающим танком».
Штурмовик выпускался промышленностью СССР в количестве более 35000 экземпляров в период с 1941 по 1945 годы. Его ещё называют «летающим танком».
В 1938 году Ильюшин предложил правительству Советского Союза построить бронированный штурмовик, спроектированный коллективом конструкторов под его руководством (ОКБ-40). До 1940 года было выпущено два опытных экземпляра под индексом БШ-2 (ЦКБ-55) для проведения испытаний. Результаты, полученные в ходе испытаний, не удовлетворяли требованию технического задания. В угоду защищенности машины принесли в «жертву» отсутствие стрелка. После доработки модели из двухместной машины в одноместную в 1941 году она поступила на серию под обозначением Ил-2.
Самолет имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию с низкорасположенным крылом и одним мотором. Особенность конструкции - включение броневой защиты в силовой набор самолета.
Мотор штурмовика – это достаточно мощный для своего времени 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения АМ-38 с V-образным расположением цилиндров с тягой до 1730 лошадиных сил.
Вооружение состояло из двух пушек ШВАК (или ВЯ) до 300 снарядов на каждую, двух пулеметов ШКАС с боекомплектом до 1000 патронов на пулемет и около 450 кг бомб и реактивных снарядов.
Основное назначение самолета – поддержка наземных подразделений на поле боя, уничтожение бронированной техники и личного состава противника.
С одноместным вариантом Ил-2 советские ВВС встретили начало Великой Отечественной войны (ВОВ).
В первый этап ВОВ самолет показал себя эффективным средством уничтожения неприятеля, но незащищенным от немецких истребителей.
Количество сбитых Ил-2 в начале ВОВ было очень большим, командование ВВС СССР потребовало от авиаконструктора переоборудовать «летающий танк» в двухместный. В таком варианте самолет начал поступать в строевые части ВВС в конце 1942 года. В частях ВВС до поступления двухместного варианта Ил-2 инженерно-технический состав переделывал свои машины под стрелка-радиста. Нередко на роль стрелков выдвигался обслуживающий персонал. Рабочее место стрелка называли «кабиной смерти», один погибший летчик приравнивался к семи погибших стрелков. В качестве стрелков штурмовиков Ил-2 летали бойцы штрафбатов.
Ил-2 летали на сверхмалых высотах (бреющий полет). Потери «летающих танков» были большими. Летчиков-истребителей за 5 сбитых самолетов противника награждали золотой звездой Героя Советского Союза. Экипажи Ил-2 могли получить звания Героя СССР за 30 вылетов на войне.
Боевой путь штурмовиков Ил-2 достаточно богат и уникален. Самые известные операции ВОВ, участие в которых принимали Ил-2:
- битва за Москву;
- сталинградская битва;
- курская дуга.
Во время операции на курской дуге впервые в мире были применены противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ) малых калибров до 10 кг. Эти бомбы являлись достаточно эффективным средством борьбы с танками противника. На Ил-2 таких ПТАБов загружалось около 400 штук, заходя вдоль колонны немецких танков, уничтожалось достаточно большое число техники.
В данной статье излагается краткая информация об Ил-2.
За время серийного производства Ил-2 были выпущены порядка 10 модификаций. Глубокая модернизация Ил-2 - самолет Ил-10.
Ил-2 находился на вооружении ВВС таких стран как Польша, Чехословакия, Монголия, Югославия и т.д.
В составе ВВС СССР Ил-2 находился до середины 1950-ых годов.
Основные тактико-технические характеристики Ил-2:
Экипаж - 1 или 2 человека
Длина самолета – 11,7 метра
Размах крыла – 14,6 метра
Скорость – у земли – 380 км/ч, на высоте – 420 км/ч
Масса взлетная – 6300 кг.
Мощность двигателя АМ-38 – 1700 л.с.
Дальность полета – 730 км
ВООРУЖЕНИЕ: Две пушки ШВАК калибра 20 мм или ВЯ калибра 23 мм, два пулемета ШКАС 7,62 мм, РС-82 или РС-132, авиабомбы разных калибров. Бомбовая нагрузка до 700 кг.