Эта история начиналась так. Мы обследовали очередной «развал» каменных глыб в степи в поисках рисунков древних людей. Такие выходы камня у нас — не редкость; а камень, сам по себе, интересный — очень твёрдый, звонкий. Учёные до сих пор спорят, как правильно его называть — сливной кварцит или кварцитовидный песчаник.
Перемещаясь внутри извилистых «коридоров» между громадными камнями, мы случайно наткнулись на прямоугольную яму, на дне которой лежало три внушительных каменных круга. Видно было, что над ними основательно поработал человек.
Мы поняли, что нашли старую мастерскую каменотёсов. Места эти, до революции, славились своими каменных дел мастерами, а их продукция, в основном — жернова для мельниц — пользовалась огромном спросом. Да и что может быть лучше для жерновов — камень этот не крошится, вредных примесей в себе не содержит и изделия из него служат веками!
Только работать с ним сложно. Кроме природной твёрдости, сливные кварциты иногда содержат в своём объёме скрытые дефекты, типа полостей — почитайте о них в моём рассказе о Большом Камне. И искусство мастера было ещё в том, чтобы выбрать правильную заготовку, без невидимых, внутренних дефектов. Как они это делали — по звуку, простукивая, или каким-то чутьём определяли — неизвестно; эти секреты передавались от отца к сыну.
Да и отделить заготовку нужной толщины от массива непросто. Многие из наших современников не верят в то, что для наших предков это было решаемой задачей — в отсутствии алмазных циркулярных пил. Даже инопланетные технологии приплетают.
А мастер двести лет назад знал, что можно просверлить ряд отверстий в массиве, забить туда дубовые клинья и поливать водой, пока разбухшая древесина не отколет кусок.
Сам же камень обрабатывался железным инструментом. И с помощью таких примитивных зубил мастера достигали поразительного совершенства в форме поверхности жерновов.
...А здесь случилась какая-то печальная история, судя по всему. Три заготовки, одинакового диаметра. Одна почти доведена до готового изделия; а две грубо обтёсаны. Ни на одной из них природных дефектов — трещин, отверстий, полостей — нет.
Судя по всему, довести работу до конца мастеру просто не дали. От почти готового жернова отбили кусок, чтобы уничтожить его, как изделие. А к двум другим, похоже, каменотёс уже никогда не притронулся...
Скорее всего, история эта могла произойти во времена гражданской войны 1917-1922 годов. Косвенно на это время указывают растущие на поверхности этих заготовок лишайники.
Но это — всего-навсего моё предположение...
Если вам понравился мой рассказ — поставьте лайк, не скупитесь! А если хотите больше узнать о нашем донском крае — добро пожаловать на познавательный портал «Донские Зори»!