67 подписчиков

Как Аэрофлот ежегодно «приватизирует» миллионы долларов за российский «воздух»

1,4K прочитали

Считать чужие деньги – занятие не благородное и бессмысленное. Если только нет подмены понятий «государственное» и «частное». Эту тему всегда стараются замалчивать по ряду причин, далее поймете – по каким. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Итак, сегодня поговорим о том, во сколько ежегодно обходится пролет иностранных авиалайнеров через российское небо и почему эти деньги в полном объеме достаются Аэрофлоту, а не идут по прямому назначению.

Предыстория вопроса. До 1972 года авиакомпании иностранных держав не имели права транзитного беспосадочного пролета через территорию СССР. Требовалась обязательная посадка в аэропорту Шереметьево, либо осуществление полетов из Европы в Азию в обход Союза Советских. Все это не соответствовало принципам ИКАО и приводило к удорожанию самих полетов. Потому зарубежные авиакомпании добивались и в 1972 году таки добились от СССР права транзитных беспосадочных пролетов через его территорию на определенных условиях, которые и были зафиксированы в соответствующих соглашениях.

Одним из таких условий явилась ежегодная выплата со стороны иностранных авиакомпаний, летающих через воздушное пространство СССР, Министерству гражданской авиации (МГА) в лице Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУ МВС) «компенсационных средств» в размере 200-300 млн долларов в год. Эти деньги предназначались на оборудование техническими средствами воздушных трасс СССР, необходимых для осуществления международных транзитных полетов, а также для подготовки диспетчеров для обслуживания воздушного движения по указанным маршрутам: транссибирский, трансазиатский, трансполярный и транс восточный маршрут. Деньги поступали тогда в «единый» с МГА Аэрофлот через счета представительств ЦУ МВС за рубежом. При этом до конца 80-х годов прошлого столетия большая часть этих средств действительно шла на обустройство указанных воздушных трасс!!! Зачастую «компенсационные выплаты» именовались в народе и в СМИ как «роялти». Однако, по мнению экспертов, эти выплаты нельзя отнести к категориям роялти. ЦУ МВС обосновывало подобные выплаты потерями, которые оно начало нести из-за отсутствия обязательных посадок иностранных воздушных судов в аэропорту Шереметьево, а также ввиду появления конкурентов на вышеуказанных трассах. Поэтому их стали называть «компенсационные выплаты». Правда следует отметить, что такого рода «компенсации» противоречат положениям Чикагской конвенции.

В 90-х годах прошлого столетия Аэрофлот, как и ряд других авиакомпаний, «вышел» из МГА СССР, перешел на хозрасчет и, естественно, начал работать автономно от МГА, а затем в ходе приватизации был преобразован в ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», перестав по сути представлять за границей всю гражданскую авиацию СССР. При этом международный аэропорт Шереметьево также вышел из состава открытого акционерного общества в отдельное юрлицо - хозяйствующий субъект. Несмотря на приватизацию, «компенсационные выплаты» не были переадресованы, а продолжали поступать, и поступают до сих пор на счет ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», т.е. практически в частную авиакомпанию и, в значительной мере, частным акционерам.

Очень странно, но Аэрофлот почему-то до сих пор относит сведения о размере получаемых им «компенсационных выплат» к коммерческой тайне. Поэтому дальнейшие сведения о размерах этих выплат носят ориентировочный характер и основаны на иностранных источниках, либо на отдельных оценках отечественных экспертов. Выплаты производят только 11 европейских и 9 азиатских авиакомпаний, американские авиаперевозчики роялти не платят. По данным специалистов и экспертов, «компенсационные выплаты» Аэрофлоту в среднем за год составляют около 300 млн долларов в год, по другим данным – 500 млн долларов. Часть получаемых средств Аэрофлот передает государственным структурам, себе же оставляет приблизительно 100 млн долларов. Куда идут эти деньги и на что? С таким официальным запросом я обратился к руководству компании, адресовав ему (руководству) всего лишь три вопроса:

1. Какую сумму составили «компенсационные выплаты» со стороны зарубежных авиакомпаний в прошлом году? Каков процент из этой суммы остался в Аэрофлоте и на что пошли эти деньги? 2. Обладаете ли Вы информацией о том, сохранилась ли на текущий момент на международных биржах особая отметка о получении «роялти» Аэрофлотом? 3. Когда, на Ваш взгляд, решится окончательно вопрос об отмене «компенсационных выплат», ибо Президент России Владимир Путин и Минтранс обещали сделать это еще в 2014 году? Аэрофлот не счел нужным ответить на эти три простых вопроса. Видимо, им некогда: где-нибудь за пределами России получают очередную награду как самые-самые в мире. Бог с ними, пусть тешат свое самолюбие, пока авиационная отрасль страны пытается выбраться из глубокого кризиса. Кстати те же «компенсационные выплаты», получаемые Аэрофлотом, могли бы, например, пойти на решение насущных проблем и вопросов, коих накопилось изрядно. А господину Савельеву, Генеральному директору хочется напомнить, что еще в 2009 году, когда он только заступил на свою должность, ФАС пообещала подготовить постановление правительства, предусматривающее отмену права Аэрофлота на получение роялти. При чем глава службы Игорь Артемьев заявлял, что практика начисления роялти Аэрофлоту - это «дикость». Ему вторил и министр транспорта Игорь Левитин, Председатель Совета директоров авиакомпании, пообещав, что перевозчик продолжит получать роялти до 2014 года. Да и сам Виталий Савельев отмечал, что компания должна научиться жить, «не опираясь на эти деньги с воздуха». Но, видимо, сложно отказаться от манны, что в прямом смысле этого слова, падает с неба!