Найти в Дзене
Виктория Талимончук

КАК Я СВОИХ ДЕТЕЙ ПРИУЧИЛА «ХАРЧАМИ НЕ ПЕРЕБИРАТЬ»

В нашем отделе из декретного отпуска вышли на работу две молодые мамочки, естественно, в свободное время все их разговоры сводятся к рассказам о детях. И «самой больной» их темой является: как и чем накормить ребёнка. Чего я только не наслушалась: и то их дети не едят, и это не едят, и каждый приём пищи сопровождается беганьем с ложкой за чадом и уговорами: «съешь за папу, за маму, за зайчика и т.д.», и йогурт дитё будет кушать только из шприца, чтобы мама в рот выдавила, и посуда должна быть «с мишками и зайками», и, если цвет еды не понравился, ребёнок и пробовать не будет, и много ещё чего «нового» я узнала о том, как кормят детей. Все эти разговоры сопровождались такими «охами» и вздохами с закатыванием глаз, как будто живут они «бедняжки» в сплошном аду, и их женская доля «слишком тяжела и ужасна».

Я долго и терпеливо слушала эти разговоры (уши же не заткнёшь, да и «лезть» со своими советами, если тебя не спрашивают, – не в моих правилах), но, в конце концов, не выдержала и сказала:

- Девочки, а хотите, я расскажу вам, как я в своё время приучила своих детей есть всё, что приготовлено.

- Ой, расскажите, расскажите, а то мы уже замучились.

Я всегда хотела иметь, как минимум, двоих детей и непременно мальчиков с минимальной разницей в возрасте (лучше всего, конечно, подошли бы близнецы). Я так «отчаянно» этого хотела, что природа «сжалилась» надо мной: теперь у меня есть два сына с разницей в полтора года. Как их буду растить и воспитывать, я знала с самого начала. Я не буду здесь вдаваться в подробности воспитания, скажу только то, что с самого рождения дети у меня были «режимными», т.е. ели, спали, гуляли и т.д. в строго отведенное время. Забрав у мамы огромную толстую книгу о вкусной и здоровой пище 1958 года выпуска, где ¼ текста занимал раздел «полноценное питание ребёнка до 7 лет», я с головой окунулась в детское питание. Надо отметить, что книга была составлена «на совесть». В ней было полностью расписано меню на неделю по дням и количеству продуктов на каждый период жизни ребёнка, единственной «загвоздкой» было то, что некоторые продукты в то время купить было весьма проблематично, но я старалась. Мои мальчишки за обе щёки уплетали, и я была счастлива. Конечно, что-то им нравилось больше, что-то меньше, но я старалась им объяснить, почему нужно кушать именно так, а не только то, что хочется. Они были ещё совсем маленькими и, не особо понимая объяснения, просто мне верили, что так надо.

Дети подрастали, мы много гуляли на улице, где у них появились первые друзья, их круг общение вышел за пределы семьи, и они столкнулись с другими методами воспитания, правилами, привычками.

И вот в один из дней (старшему сыну тогда было около 4 лет, младшему - соответственно 2,5 года) мы вернулись с дневной прогулки и сели обедать. В сегодняшнем меню на первое стоял гречневый суп с куриным мясом. Мои мальчишки похватали ложки и с нетерпением ожидали (рефлекс Павлова работал отлично). Я поставила перед ними тарелки с супом и краем глаза заметила, как старший толкнул в бок младшего. Дальнейшие события «выбили меня из колеи».

- Фу-у-у, су-у-уп, - протянул старший своим тоненьким голоском, сморщив нос-кнопку, и незаметно пнул младшего ногой под столом.

- Фу, суп, - быстро проговорил младший, поглядывая то на брата, то на тарелку с супом.

- Не будем есть суп! – решительно взвизгнул старший и демонстративно положил ложку на стол.

- Да, не будем, - повторил младший, крепче сжимая ложку.

Я сидела напротив со своей тарелкой и растерянно переводила взгляд с одного на другого. Их мордахи напоминали чем-то маленьких задиристых петушков.

- Ну, почему? – изумлённо спросила я. – Разве суп не вкусный? По-моему, даже очень вкусный наваристый супчик.

- Не будем есть суп.

- Да, не будем.

Снова услышала я в ответ.

- Ребята, но я старалась, варила специально для вас этот гречневый суп, потому что гречка очень полезная, особенно маленьким мальчикам, таким как вы. От этого супа вы вырастите большими, сильными, здоровыми и красивыми. Ведь вы же хотите быть большими и сильными? Вам же всегда нравился этот суп больше всех остальных.

После этих слов я заметила, что у младшего сына исчезло с лица выражение «задиристого петушка», он сидел и нерешительно крутил ложкой, поглядывая на брата.

- Не будем есть суп, - упрямо повторил старший и сердито посмотрел на младшего.

- Не будем, - грустно повторил последний.

Я продолжала их уговаривать в том же духе, наивно надеясь на свои ораторские способности и силу убеждения. Но чем дольше я уговаривала, тем больше на их лицах крепло выражение «не есть суп». Насилия я применять не собиралась, но волна «праведного возмущения и злости» всё выше и выше поднималась в моей груди. Когда внутри меня уже «бушевал девятый вал», сцепив зубы, чтобы не сорваться на крик, я решительно произнесла ледяным тоном:

- В последний раз спрашиваю: будете есть суп?!

- Не будем!

- Вы хорошо подумали?!

- Не будем есть суп!!!

Я молча встала, забрала тарелки и вылила их содержимое в унитаз.

- Чего сидим? – обратилась я к детям. – Обед окончен, идите спать!

Они сидели, с вытаращенными глазами и приоткрытыми ртами, красные как помидоры.

- Давайте, давайте, маршируйте спать, уже время.

Дети продолжали сидеть.

- А… - нерешительно начал говорить старший.

- Никаких «а», - резко перебила я, - я не собираюсь здесь перед вами плясать, не хотите есть – не надо, значит не голодные!

- А сок? – ели слышно прошептал младший со слезами на глазах.

- А что это ты собрался запивать, если ничего не ел? Отец целыми днями работает, чтобы вас прокормить, бабушка часами стоит в километровых очередях, чтобы внучатам гречку раздобыть, я готовлю, стараюсь, а вы своими погаными носами крутите?! Всё, разговоры окончены, вы уже 7 минут назад должны были лечь спать! Марш спать, немедленно! – разразилась я гневной тирадой.

Дети, как мыши, юркнули в свою комнату и легли спать. Обычно они мгновенно засыпали после обеда, но сегодня им не спалось. «Обманутый» желудок настойчиво требовал пищи, а время тянулось очень медленно и до желанного полдника было ещё, ох, как далеко.

- Мама, мама, - услышала я шёпот, проходя мимо комнаты, - а вставать ещё не пора?

- Нет.

- А долго ещё спать?

- Ещё почти час (дневной сон составлял два часа).

Дети горестно закряхтели. Они изо всех сил зажмуривали глаза, но сон не шёл. Наконец-то прозвучала долгожданная команда «подъём!». После дневного сна наступал час чтения. Я читала им детские книжки и стихотворения, а они с удовольствием слушали и потом мы обсуждали прочитанное. Затем был лёгкий полдник и мы шли гулять на улицу.

Выбрав книжку и усевшись поудобнее на диване, я приготовилась читать.

- Мама, а может мы сегодня сначала «пополудничаем», а потом почитаем, - с надеждой спросил старший сын, а младший быстро закивал головой в знак согласия.

- Нет, мои дорогие! Из-за того, что вам захотелось «повыкаблучиваться», правила мы нарушать не будем! – строго ответила я.

Дети тяжело вздохнули и притихли. Я начала читать. В комнате стоял большой круглый механический будильник (кто застал СССР – помнит такой) .

- Мама, а покажи, где должны стрелки стоять, когда наступит полдник, - не успела я прочесть и двух предложений, спросил старший.

Я показала и продолжила чтение. Внимание моих детей сегодня было рассеянным, они постоянно украдкой поглядывали на часы.

- Вам не нравится эта сказка? – ехидно спросила я.

- Нравится, нравится, - ответили они в два голоса, - только, кажется, наши часы сломались, стрелка совсем не двигается.

- Наши часы в полном порядке. Слышите, как тикают? Просто не нужно на них всё время смотреть. Нужно внимательно слушать сказку и смотреть на картинки.

Дети очень старались смотреть на картинки, но часы притягивали, как магнит. Последние пять минут их взоры были «намертво» прикованы к часам, они даже не заметили, что я перестала читать и просто за ними наблюдала.

- ЕСТЬ!!! – раздались ликующие крики, - ОНА СТАЛА!!! Мама, большая стрелка стоит ровно посредине!!!

И в следующее мгновение мальчишки уже сидели за кухонным столом с ложками в руках.

На полдник был творог со сметаной, слегка политый клубничным сиропом, и кефир. «Стремительно расправившись» с творогом, дети грустно смотрели на пустые тарелки.

- Что-то полдник сегодня был какой-то маленький, - пробормотал младший сын.

- Полдник сегодня был такой, как и всегда. Просто кто-то не захотел в обед есть суп, - ответила я нравоучительным тоном.

- Да, это всё из-за Артёма, - с досадой заговорил старший, - он сказал, что если отказаться от супа, то мама обязательно даст блинчики или пирожки, или ещё что-либо вкусное, ну, там печенье, пряники, и что он всегда так делает. Мама, прости нас, мы больше никогда не будем отказываться, мы будем всё кушать!

- Да, мы будем всё кушать, честно-честно! – подхватил младший.

- Ну, если честно-честно, - улыбнулась я, - то держите к кефиру ещё по большой толстой булке!

- Ура!!! – радостно закричали мальчишки.

Мои мальчишки, 1992 год.
Мои мальчишки, 1992 год.

Прошло 27 лет. Мои мальчишки выросли, выучились, «выпорхнули из гнезда и разлетелись» в разные стороны. Сейчас они работают и обзавелись уже своими семьями, но своё обещание «кушать всё», данное в раннем детстве, ни разу не нарушили.

Выросшая на двух человек (жёны детей), семья собралась вместе за праздничным новогодним столом. И вот в разгар веселья младшая невестка задала мне вопрос:

- Скажите, а чем Вы кормили своих детей, когда они жили с Вами? Что они любят из еды? А то я сколько не спрашиваю мужа, он мне всё время отвечает: «я всё люблю».

- Тоже самое, - подхватила старшая невестка. – Я своего спрашиваю, что тебе на ужин приготовить, а он мне: «приготовь, что тебе больше всего хочется, я всё люблю». Даже иногда обидно становится.

И тут я рассказала им описанную выше историю.

Все дружно и долго смеялись. А затем младшая невестка, которая никак не могла успокоиться от смеха, произнесла:

- Теперь я понимаю. Вы, как сейчас принято говорить, нанесли ребёнку «тяжелейшую психологическую травму»!

- Но мы не будем по этому поводу обращаться к психологу! – закончила старшая невестка.

И все снова дружно рассмеялись.

Мои "мальчишки", 2017 год (слева направо: старший сын, я, младший сын)
Мои "мальчишки", 2017 год (слева направо: старший сын, я, младший сын)