Автор: Егор Теплов
Аффинаж привык радовать фанатов частыми релизами. В этот раз коллектив не пытался придумать что-то новое, а пошёл по старой схеме прошлого альбома «Сделай море». В «Нью-Йорк – Москва» композиции тоже пропитаны тёплой рефлексией, под которую можно выйти вечером на улицу и пройти пару километров в размышлениях о насущном.
Первый состав Аффинаж образовался в Санкт-Петербурге в 2012 году и включал в себя двух участников: фронтмена группы – Михаила (Эма) Калинина и басиста – Сергея Шиляева (Сергеича). До создания группы у ребят уже был музыкальный опыт. У Эма существовал сольный проект Эм (а)СПИД, Шиляев же играл на басу в пост-панк коллективе HER COLD FINGERS. Когда Серёжа и Миша сводили свой первый альбом «Аффинаж», к команде присоединились два новых инструмента: тромбон – Саша Ом (Александр Евдокимов) и баян – Александр Крюковец. В отличие от основателей, новые участники имели музыкальное образование, что повлияло на оригинальность и насыщенность звучания в новых треках. Ребята стали заявлять свой жанр как нуар-шансон, хотя, как позже высказался Калинин, название было придумано, так как проект не собирался позиционировать себя в определенной стезе. В прошлом году у ансамбля появился постоянный ударник – Ричард Старков. Перкуссионные партии он исполняет на кахоне (специальной перкуссионной коробке) и хай-хэте, что нехарактерно для нынешней музыкальной сцены.
Релиз «Нью-Йорк – Москва» группа выпустила спонтанно, фанаты не ожидали в ближайшее время новых песен. Но, в преддверии осеннего тура с одноимённым названием, на страницах проекта опубликовали саундчек с указанием на неопубликованный группой ранее текст:
«В туре у меня родилось несколько строчек и вокальная мелодия. На каждом саундчеке я пел этот отрывок — звукорежиссёр Илья настолько привык к этому, что уже сам говорил мне: «Давай чекнем голос с гитарой, спой «Я мог бы всё»!» Позже я дописал текст. И получилась песня «Москва»». Эм Калинин
В этот раз у коллектива не было инновационных идей в композиционно-музыкальном плане, зато релиз пополнил линейку географических песен группы (как «Сидней» и «Балканы»), которые своим содержанием передают атмосферу определённой области мира. Ребята решили вернуться к традиционному звучанию и поставили все инструменты в один ряд без преобладания какого-либо отдельного, как было с предыдущим синглом, из которого было полностью убрано звучание тромбона и баяна. Правда ударная часть в «Нью-Йорк – Москва» стала выразительней, что связано с недавним появлением в группе перкуссиониста.
После тизера нового релиза, композиции встретили смешанные отзывы. Многим не понравилось новое исполнение песни «Нью-Йорк», которая была менее эмоциональной перепевкой Калинина из его первого альбома проекта Эм (а)СПИД. Для Эма характерно копание в своих старых треках. Он очень часто занимает идеи для новых песен у самого себя. Так, песня «Сидней» исполнялась коллективом еще во времена квартирников, но студийная версия песни вышла лишь в 2017 году. Старая версия «Нью-Йорка» входила во второй альбом (а)СПИДа и отличалась своей заунывной подачей. Песня, вкупе со всем аспидовским альбомом, передавала тяжёлые ощущения разрыва двух людей. Новая версия «Нью-Йорка» звучит более плавно и монотонно, в ней уже нет надрыва. Она передаёт более взрослые и осмысленные ощущения. В этом и заключается главная проблема нового трека. Люди хотят сливаться с коллективом в своих горестях. Но Аффинаж уже не персонаж в этом рассказе, он автор-пересказатель.
«Москва» в стиле меланхоличного шансона зашла большей части аудитории. Песня объединила в себе классическое звучание коллектива. На музыкальной дорожке уже нет электронщины, а все основные инструменты слышаться равномерно – нет зацикленности на каком-то одном. Здесь легко просматривается параллель с четвёртым LP Аффинаж – «Сделай море», который был специфично встречен старой аудиторией группы из-за смены звучания дарк-фолка на альтернативный рок. Тогда композиции проекта ушли от агрессивной меланхолии к пассивной. Конечно, коллектив сыскал слушателей, которым полюбилось новое звучание, но с тех пор аудитория разделилась на два лагеря, каждый из которых топит за свой Аффинаж. Негодование фанатов старого стиля понятно: ребята перестали выпускать для них музыку и пишут в основном для новых слушателей.
Официальный клип на песню «Нью-Йорк»
Спустя неделю после публикации макси-сингла, ребята выпустили клип на песню «Нью-Йорк» с более надрывным вокалом и изменённым под электронику сэмплом. Из-за двоякого восприятия нового звучания, коллектив использовал синты с эффектом поломки – всё это навевает мысль о стилизации под радио в такси. История про пару, которая вынуждена постоянно сходиться и расходиться, каждый раз отдавая частичку себя. Влюблённые не могут найти друг друга в нужный момент, о чём и поет Эм: «Как печально, что я был к тебе не готов, как печально, что ты так готова ко мне». Клип насыщен метафорами: постоянно меняющийся возраст актеров как символ невозможности сближения; такси как символ изменения обстановки и т.д. Также, мы можем увидеть второе камео Калинина-таксиста. Первая его роль в этом образе была сыграна в тизере к песне «Красота» Быдлоцыкл – второго проекта ребят.
После выхода релиза «Нью-Йорк—Москва» дискография ребят пополнилась на два меланхоличных, но при этом тёплых трека, под которые грусть не воспринимается как что-то холодное и мрачное. У песни «Нью-Йорк» теперь существует три версии, так что если захочется сменить палитру грусти, можно сделать это в любой момент. Качественно сделанный клип, заставляющий задуматься и переосмыслить своё отношение к любимому человеку и любви после просмотра. Аффинаж не собираются останавливаться и, по их заверению, в скором времени нас ожидает новый релиз.