Найти тему
Куб Земекиса

North Sea Link. Электричество на грани фантастики.

Оглавление

В то время, как с экранов все твердят о том, что Великобритания совершила разрыв политических связей с Европой, островитяне же становятся все более тесно связаны с европейским материком через амбициозную серию подводных силовых кабелей.

По всей Европе эти так называемые соединители, которые позволяют странам торговать и передавать электроэнергию через границы, рассматриваются как все более важный способ достижения таких показателей как:

  • повышения безопасности поставок;
  • стабилизация цен;
  • управление колебаниями спроса и предложения;
  • стимулирование внедрения низкоуглеродных технологий, путем оказания помощи в решении проблем перемежаемости.

Соединители Великобритании и Европы.

В начале этого года был подключен канал с самой высокой пропускной способность - NEMO 1 ГВт, который соединяет Великобританию с Бельгией. Уже ведется работа над рядом других проектов, включая самый длинный и самый амбициозный на сегодняшний день соединитель - North Sea Link (NSL), протяженностью 720 км, линия электропередачи мощностью 1,4 ГВт между Норвегией и Великобританией.

Совместный проект между британской национальной энергосистемой и норвежским сетевым оператором Stattnet, NSL соединит Квилльдаль в Норвегии с Блит в Нортумберленде с помощью двух параллельных подводных высоковольтных кабелей постоянного тока (HVDC).

О самом соединителе.

NSL состоит из двух ключевых компонентов: кабельной системы и преобразовательных станций на каждом конце, которые преобразуют электроэнергию из переменного тока (который используется в передающей системе каждой страны) в постоянный ток (который используется для передачи электроэнергии по внутренней сети) и наоборот.

Строительство конвертерных станций идет полным ходом.

В Квилльдале все строительные работы завершены, и команда недавно приступила к электромонтажу, в то время как электромонтажные работы в Блите должны начаться примерно в конце этого года. Обе станции строятся компанией ABB и основаны на ее технологии HVDC Light, которая была специально разработана для передачи энергии под землей и под водой на большие расстояния.

Возможно, наиболее сложной с точки зрения логистики областью любого такого проекта является установка самой кабельной системы.

-2

Этот процесс начался с кропотливой операции по планированию маршрута, направленной на то, чтобы кабель избежал крупных препятствий на морском дне, таких как нефтепроводы. Еще одним моментом является обеспечение того, чтобы кабель не соприкасался ни с одной из десятков тысяч неразорвавшихся бомб первой и второй мировой войны, которые, как считается, засоряют морское дно вокруг Великобритании.

Сам кабель изготавливается и устанавливается двумя отдельными подрядчиками: Prysmian и Nexans.

  • Nexans в настоящее время производит кабель на своем заводе Halden в Норвегии, отвечает за 500 км кабелей, которые будут проложены во фьорде и на береговых участках Норвегии.
  • Prysmian же производит кабель для проекта на своем заводе в Милане, поставляет около 950 км на участках маршрута в Северном море.

Работы.

По словам разработчиков, использование двух подрядчиков является нормой для проектов такого масштаба.

«Наш маршрут составляет 720 км, и мы прокладываем 2 кабеля, поэтому нам нужно 1440 км. Если бы мы хотели, чтобы один завод изготовил весь этот кабель, мы не смогли бы запустить NSL в 2021 году из-за ограничений в поставках».

Кабель устанавливается в два этапа, начиная с прибытия судна для укладки кабеля, которое использует гигантский поворотный стол и системы динамического позиционирования. В хорошую погоду требуется около десяти дней, чтобы проложить целый участок длиной 130 км.

Следующим шагом является закрепление и защита кабеля на морском дне, а также обеспечение достаточной глубины, чтобы избежать попадания в траулерные сети. Здесь используются специализированные ROV (дистанционно управляемые транспортные средства).

Сложности.

-3

Серьезную геологическую проблему представляет норвежский желоб, глубиной 700 метров на морском дне у южного побережья Норвегии, через который должен проходить кабель.

«Мы должны выбрать маршрут, который позволит пустить кабель по дну, нам не нужны какие-либо подвесные секции», - сказали разработчики.

Но, пожалуй, самая большая проблема для проекта, которую предстоит решить - это горная природа Норвегии и глубокая, узкая система фьордов.

С введением в эксплуатацию NSL в 2021 году, отношения, которые лежат в основе торговли электроэнергией в Европе, могут сильно поменяться.

Читайте «Куб Земекиса», ставьте «Палец вверх» и подписывайтесь на канал.