Шизоциум
(как наше "светлое" прошедшее будущее)
Неспособность или нежелание наших стратегов и пиарщиков определить какое же общество мы строим заставляет людей, не потерявших способность мыслить искать ответ на этот вопрос самостоятельно. В силу его колоссальной сложности и многозначности длительные поиски ответа могут для некоторых кончиться печально, а именно, медицинским диагнозом. С целью, по возможности, предупредить этот исход для многих и написана эта статья.
На протяжении всей нашей послеоктябрьской истории нас приучили к личностно-благоговейному отношению к государству. Его восторженный образ призван был заменить и бога и личную жизнь каждого человека. Что и говорить массы приучали гордиться своей страной: "впервые в нашей стране", "впервые в мире" слышалось каждодневно и на каждом шагу. Эти восторженные возгласы были призваны выделить нас из безликой массы прочих государств, влачащих жалкую частную жизнь, и почувствовать себя творцами новой, волнующей, привлекательной истории. Теперь эти времена ушли, и все несчастья, происходящие в стране заставляют многих из нас вспоминать прошлое, как "золотой век" стабильности, жизненного спокойствия и личного удовольствия. Многие отношения в нашем обществе изменились или исчезли совсем, но отношения "индивид-государство" продолжают оставаться одними из самых главных и жизненно важных. Берем на себя смелость утверждать что характер этих отношений в решающей степени определяет личное ощущение благополучия отдельных граждан, составляющих ту самую общность, которую наши политики зовут народом и благо которого является, как известно, главнейшей целью жизни чиновников с низу до самых верхов.
Психологический анализ социальной ситуации, в которой мы живем с 1985 года показывает, что новый тип отношений, сформированный между индивидом и государством можно определить как социо-шизоидный, а общество, построенное в результате как шизоциум или общество индивидов с патологической личностной раздвоенностью, вызванной взаимопротиворечивыми отношениями индивида с государством.
Основанием для такого утверждения для нас является анализ современных отношений "индивид-государство" с помощью, опять же таки, иностранной, коммуникативной модели шизофрении американского мыслителя Грегори Бейтсона. Согласно этой модели - шизофрения (как психическое заболевание, приводящее к раздвоению личности и в дальнейшем к её распаду) возникает в результате нарушения коммуникации (общения) с личностно значимым (важным) для индивида субъектом (у Бейтсона с матерью). Повторяющуюся ситуацию нарушения коммуникации индивида со значимым субъектом Бейтсон назвал "двойной зажим" (double blind) для такой ситуации характерно:
1. Наличие двоих или более участников.
2. Повторяющийся опыт нарушения коммуникации.
3. Первичное негативное предписание для поведения индивида, невыполнение которого чревато наказанием.
4. Вторичное предписание, которое вступает в конфликт с первым на более абстрактном уровне и так же, как и первое, подкрепляется наказаниями или сигналами, угрожающими самому существованию
5. Невозможность для индивида покинуть ситуацию травмирующего общения. (Вспомним фольклор: " А куда ты денешься с подводной лодки!")
6. Сформированность стереотипа "двойного зажима" в поведении индивида (паника, ярость и др.)
Напомним, что Бейтсон описывал ситуацию "двойного зажима" прежде всего применительно к личностно-значимым отношениям дитя-мать, однако оговаривал и более широкий контекст формирования этой ситуации. Человек в нашей стране привык и продолжает зависеть от государства буквально во всем, поэтому государство является для нашего человека наиболее значимым символическим другим, от которого он в наибольшей степени зависит.
Для нашего рассмотрения наиболее важной является такая ситуация отношения "индивид-государство", когда государство передает человеку одновременно два разноуровневых сообщения, одно из которых отрицает другое и в то же время индивид не имеет возможности высказываться по поводу получаемых сообщений, чтобы уточнить на какое из них реагировать. Именно такая ситуация является ситуацией двойного зажима по Бейтсону. За примерами далеко ходить не надо: государство в течении длительного времени не платит госслужащему заработную плату или пенсию, но наказывает их штафными санкциями за то, что они не оплачивают во время, государству же, коммунальные услуги; государство наказывает за совершение гражданами валютных операций, но крадет валютные средства у законопослушного населения в банках во время так называемых банковских кризисов; президент во всеуслышание говорит о приверженности свободе слова, но на всю страну транслируется процесс уничтожения частной компании и т.д. и т.п.
Именно такое одновременное воздействие на человека противоречивых требований и способствует развитию у него раздвоения, в случае отношений с государством можно говорить о социальной шизофрении или обществе социальных шизофреников -шизоциуме. Каково поведение социального шизофреника? Он постоянно пребывает в состоянии неуверенности, поэтому он привычно реагирует застреванием на буквальном отражении ситуации. Социальные шизофреники путают буквальное с метафорическим в собственных высказываниях (вместо высказывания "Я не могу заплатить пеню, потому что государство не платит мне вовремя зарплату за мой труд" - следует возмущенная метафора "Страна дураков!"). В качестве реакции на ситуацию двойного зажима метафорическое высказывание создает безопасность , но не выводит из ситуации. Неспособность правильно определить, что государство имеет на самом деле в виду, заставляет индивида защищаться. (Всем известна народная мудрость что "если на самом верху сказали, что чего-то не будет, то это обязательно случится", например, знаменитый павловский обмен денег и т.п.). Человек может решить, что за каждым государственным высказыванием по поводу законов, изменения тарифов и пр. стоит какой-то скрытый смысл, угрожающий его благополучию. Тогда скрытые смыслы станут его важнейшей заботой, и он будет решительно настроен показать всем, что его теперь не обмануть, как обманывали всю жизнь. Если он выбирает этот путь, он постоянно будет искать скрытый смысл за тем, что люди говорят, и за тем, что происходит вокруг него. Он станет характерно подозрительным и недоверчивым. Таковыми являются и значительная доля наших пенсионеров, которым громогласно объявляют о повышении пенсий аж на 4-6 процентов, а в реальной жизни они наблюдают падение своего жизненного уровня в результате большего роста цен, и увеличения оплаты коммунальных услуг, спровоцированных благими заверениями правительства.
Человек может выбрать другой способ защиты: принимать все сказанное окружающими буквально. Таковы были пересказы простыми людьми сюжетов из знаменитой когда-то передачи НТВ "Куклы", когда фразы идут не от персонажа-куклы, а как бы от реального образа: "Ельцин говорит Лужкову…., а Зюганов ему …..и т.п. Индивид откажется при этом от попыток различать уровни сообщения, их иносказательность и будет рассматривать все сообщения как несущественные или достойные лишь того, чтобы посмеяться над ними.
Третья стратегия индивидуальной защиты, если индивид не стал подозрительным в отношении скрытых смыслов сообщений и не пытается осмеивать их, заключается в полном игнорировании их. Тогда он встанет перед необходимостью все меньше слышать и видеть из происходящего вокруг и делать все возможное, чтобы избежать какого-либо воздействия на окружающий мир ( Вспомните совет профессора Преображенского из «Собачьего сердца» - « Не читайте советских газет ! Современные советчики: «Не смотрите телевидение !» ) Индивид попытается отвлечь свои интересы от внешнего мира и сосредоточиться на внутренних процессах. В результате он будет производить впечатление человека ко всему безучастного. Это стартовая позиция для алкоголика, наркомана, религиозного фанатика, разочаровавшегося интеллектуала (например, когда человек, знающий семь иностранных языков, разводит у себя в квартире кур).
Способ, при помощи которого индивид может действительно вырваться из ситуации двойного зажима - это комментирование, осознавание своего противоречивого отношения с государством. Примеры таких ситуаций можно множить до бесконечности. Чего стоит только наше недавнее одинадцатилетнее среднее образование при потерянном четвертом классе. Наши дети повальные вундеркинды, так как перескакивали из третьего класса прямо в пятый. Поэтому можно предложить и безболезненный переход к недавно серьезно обсуждаемой двенадцатилетке. Какие проблемы? Пусть наши дети перескакивают и пятый класс и оказываются прямо в шестом, а там, как уже давно привыкли, плавно доходим до двенадцатого и никаких затрат, вот что важно. Чем не "девятый вагон" М.Задорнова. Всем любопытно - мы в том вагоне, который едет или в том, который стоит. Впрочем, это уже не важно. Ситуацию, в которой мы живем в нашем государстве можно сформулировать, передав знаменитый афоризм советской эпохи: "Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем." Шизоциум диктует свои законы. Споры о переделе собственности, национализации и сферах влияния это не для раздвоенного сознания, у него свои законы. Может статься, что блогеры стали более влиятельными и понятными для измордованного противоречивостью жизни народа, чем оголтелые, как бы политические, ток-шоу. Бравые вести с непрекращающихся форумов говорят о многомиллиардных контрактах, инвестициях, о неслыханно низкой инфляции и безработице, а народ натыкается на тотальный рост тарифов «национального достояния» и цен на базовые продукты. Депутатская забота о здоровье народа, как-то обращается неизбежным подорожанием этих продуктов. В чем же выход ?
«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!», советовал барон Мюнхаузен из под пера сатирика, только так можно сохранить свое личное, пока еще психическое здоровье.