Найти в Дзене

Цикл статей о Китае: Является ли Китай социалистическим?

Прошло 40 лет с тех пор, как Дэн Сяопин резко порвал с маоистской идеологией и маоистским вариантом социализма. С тех пор Китай претерпел изменения. Впечатляющий рост, вызванный расширением рынков, привел к превращению городского Китая в общество в основном среднего класса и помог сотням миллионов сельских жителей вырваться из нищеты. На протяжении всех этих огромных перемен Китай всегда официально заявлял о своей социалистической позиции. С 1992 года Китай называет себя "социалистической рыночной экономикой". Имеет ли смысл использовать "социалистический" ярлык при сегодняшнем применении к Китаю? Размышляя об экономике Китая, мы должны учитывать, как эволюционировало и коренным образом изменилось определение социализма в Китае. Сорок лет назад, в 1978 году, Китай, несомненно, был социалистической экономикой известного и хорошо изученного варианта "командно-административной экономики", хотя она была более децентрализованной и слабо спланированной, чем ее советский предшественник. Дв

Прошло 40 лет с тех пор, как Дэн Сяопин резко порвал с маоистской идеологией и маоистским вариантом социализма. С тех пор Китай претерпел изменения. Впечатляющий рост, вызванный расширением рынков, привел к превращению городского Китая в общество в основном среднего класса и помог сотням миллионов сельских жителей вырваться из нищеты. На протяжении всех этих огромных перемен Китай всегда официально заявлял о своей социалистической позиции. С 1992 года Китай называет себя "социалистической рыночной экономикой". Имеет ли смысл использовать "социалистический" ярлык при сегодняшнем применении к Китаю?

Размышляя об экономике Китая, мы должны учитывать, как эволюционировало и коренным образом изменилось определение социализма в Китае. Сорок лет назад, в 1978 году, Китай, несомненно, был социалистической экономикой известного и хорошо изученного варианта "командно-административной экономики", хотя она была более децентрализованной и слабо спланированной, чем ее советский предшественник. Двадцать лет назад, то есть к концу 1990-х годов, Китай полностью отказался от этого типа социализма и решительно перешел к рыночной экономике. В то время вопрос "Является ли Китай социалистическим?" казался большинству людей бессмысленным. Китай отказался от своей старой модели социализма и, очевидно, никогда не вернется назад. Китай официально признал, что ни одна исключающая рынок экономика не может надеяться на достижение удовлетворительных результатов. Более того, мощные тенденции того времени ограничивали возможности правительства Китая в достижении этой цели. Поступления государственных налогов по отношению к ВВП резко сократились, что существенно ограничило возможности правительства.

В большинстве сельских районов произошло обрушение системы предоставления социальных услуг; неравенство резко возросло, и появился новый зажиточный класс; и приватизация де-факто обогатила группу людей. В то время казалось, что экономический успех Китая был достигнут ценой отказа от социалистических ценностей.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/03/18/19/china-2577731_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/03/18/19/china-2577731_960_720.jpg

Подводим черту

Сегодня вопрос "Является ли Китай социалистическим?" можно обоснованно задать и оставить открытым. Шестьдесят лет назад все знали, что Мао возглавляет социалистический Китай; двадцать лет назад все думали, что такие политические лидеры, как Цзян Цзэминь и Чжу Цзиньцзинь, уводят Китай от социализма. Китай сегодня явно отвечает двум нашим первым критериям: у правительства есть потенциал и намерение формировать экономические результаты. По третьему и четвертому из наших критериев - перераспределение и ответственность - Китай набрал меньше баллов, чем по первым двум.

Цель государственного вмешательства Китая явно сместилась от роста любой ценой к более сложному набору целей, включающему перераспределение и социально-экономическую безопасность. Китай при действующем президенте (и генеральном секретаре Коммунистической партии) Си Цзиньпине движется в направлении более четкого принятия социализма и более сильной приверженности социалистическим целям, примером чего является амбициозная пятилетняя плановая задача по искоренению абсолютной нищеты к 2020 году. Таким образом, представляется в целом справедливым рассматривать Китай как страну, переходящую к "социализму", хотя и являющуюся своеобразной разновидностью социализма, авторитарного и нисходящего, но с рыночной экономикой, основанной в первую очередь на частной собственности.

Можно также взглянуть на траекторию Китая более скептически. Китайская система иерархии стимулирования - авторитарная машина роста - была эффективной в мобилизации ресурсов и максимизации роста на этапе "чуда роста", когда демографические, структурные и международные факторы объединились для повышения темпов роста. Это также дало китайскому правительству беспрецедентный контроль над ресурсами и стимулами, которые оно использовало в основном для управления огромными физическими инвестициями.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время в стране наблюдается самый высокий показатель роста, огромные успехи в деле сокращения масштабов нищеты и беспрецедентные темпы строительства национальной физической инфраструктуры, которая быстро приближается к стандартам развитых стран. Однако этот этап "чуда роста" сейчас заканчивается. Фундаментальные демографические изменения, завершение многих инфраструктурных программ и значительное сокращение расстояния до глобальной технологической границы приводят к резкому снижению темпов роста экономики Китая. Китай испытывает меньшую потребность в росте, чем прежде, но это также означает, что стимулирование иерархии, столь фундаментальной для прошлой модели роста, больше не является центральным элементом наиболее важных целей Китая. Китайское правительство лишь запоздало с внедрением нового набора инструментов для достижения других целей, и пока нет достаточных доказательств того, что Китай разработал новый способ управления экономикой в "социалистическом" направлении, сохранив при этом некоторые преимущества государства развития.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/02/23/02/06/chinese-4014842_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/02/23/02/06/chinese-4014842_960_720.jpg

Именно в этом контексте мы должны рассматривать поразительные недостатки политики Китая: его слабые институциональные усилия по перераспределению доходов, что нашло отражение в возникновении крайне неравномерного общества; постоянное недофинансирование социальных расходов; и проблему ухудшения состояния окружающей среды, которая проявляется в воздухе, воде, почве и стремлении справиться с глобальным потеплением. Китайские политики обратили внимание и усилили свою риторическую приверженность решению этих вопросов, но надежда на улучшение этих условий едва ли началась.

Сегодня, когда правительство пытается перераспределить и предоставить больше общественных благ, политика должна отражать интересы и более разнообразные предпочтения широких слоев населения. Пока Китай не нашел способа сделать это. Относительно слабые результаты Китая в достижении политики широкого перераспределения, социальной справедливости и улучшении предоставления общественных благ, судя по всему, отражают пределы отзывчивости и силы укоренившихся экономических и политических интересов. Учитывая авторитарную историю социализма, некоторые утверждают, что отзывчивость не является необходимым условием социализма. Однако если недостаточная оперативность не позволяет системе разрабатывать и внедрять эффективные решения в области перераспределения и общественных благ, то страна не может достичь основных целей социалистической системы.

Таким образом, даже те, кто считает, что китайская система сегодня не социалистическая, могут счесть социалистический идеал все еще влиятельным, и система может продолжать развиваться в направлении более сильных "социалистических" и перераспределительных институтов. По мере того, как это произойдет, изменится сочетание атрибутов, и начнет складываться "китайская модель" социализма.