Найти тему
Кот&Мыш

Почему в нашей стране не легализуют ЧВК.

В информационном поле регулярно возникают волны статей и различных сюжетов в пользу легализации в России частных военных компаний (ЧВК). То кто-то из депутатов, а они любят пиариться на горячих темах в попытках засветить свою работу, внесет законопроект на рассмотрение в Государственную думу. То какой-нибудь стрелковый медиаэксперт выскажется с положительной оценкой на эту тему.

В то же время, из телевизора наоборот регулярно пугают образом американской Blackwater, испортившей репутацию коллегам неудачным применением оружия по толпе гражданских в Ираке. В интернете же, вообще, завелся клан желающих податься в наемники, рассказывающий, почему только в ЧВК спасение мира от всего плохого и, что от армий вообще теперь можно отказаться. И даже уже составляют списки толпы, желающих записаться туда на работу. Что мешает им сейчас податься в ЧВК – непонятно. Хотя, вру, все понятно: надо сначала школу окончить, в армии отслужить, загранпаспорт оформить, потом еще денег скопить на учебу на специальных курсах… Неее, лучше подождать пока законопроект примут.

Но его не примут. А почему, давайте разберемся.

Как в России, так и за рубежом традиционно страсти кипят вокруг полумифических «ЧВК» ВАГНЕРА и ПАТРИОТ. Хотя, какой еще ПАТРИОТ? Всю Африку оккупировал, Украину победил, и выборы организовал в США – все это ВАГНЕР. Если верить иностранной прессе и некоторым нашим изданиям. Отдельные персонажи осуждают ребят, служащих в этих компаниях, и обзывают их наемниками. Однако, если взять конкретно Сирию, где отметились эти организации, очевидно, что наша страна там находится с официальным визитом, то есть по приглашению. Соответственно наши граждане там могут свободно заниматься тем, чем позволят или прикажут контролирующие органы, не нарушая законодательства.

Критика, которая звучит в адрес этих «ЧВК» мол, что не с террористами они там борются, а с оппозицией, имеет под собой почву. Вот только как определить что за банда перед тобой, если независимо от политической принадлежности все равно в тебя стреляет?

Следует учитывать, что страна находится в состоянии гражданской войны и если не окунуться в эти разборки с головой, можно подумать, что идет война всех со всеми. Поэтому под раздачу от наших военных попадают не только террористы, но и просто недоговороспособные сирийцы. Отдельные поселки и города пытаются вести игру на несколько сторон. Сегодня они дружат с правительством, завтра нет. Оставлять таких в тылу неразумно, поэтому либо примиряетесь, либо вам помогут.

То, что войны вести дорого, особенно в местах с разоренной войной экономикой, наверняка, понятно любому. Кто не верит, сходите в ближайший оружейный магазин и посмотрите стоимость патронов. И это только к легкому стрелковому оружию. А если вы счастливый обладатель, к примеру, зенитной установки ЗУ-23-2 – там один снаряд пару лет назад стоил 1000 рублей. Представьте, как это ляжет на семейный бюджет. Но всегда может появиться добрый дядя с какой-нибудь западной страны, который поможет финансово или непосредственно оружием, а взамен попросит продолжать оставаться непримиримым. Терроризм это тоже инструмент геополитики. Для нас террористы, для других повстанцы.

Вот и отправляют на усмирение таких "муджахидов", самых боеготовых и проверенных. По всей вероятности ребята в этой мутной воде работают эффективно, иначе бы эту самодеятельность давно бы разогнали. Не без потерь, конечно. Так, война все же.

Не стоит считать, что в Сирию мы просто так, только для борьбы с терроризмом забрались. Это не единственная задача. Террористов полно и в соседних странах, однако нас там нет. Разумеется у нас в регионе есть экономические интересы. За победу в войне сирийцам придется рассчитываться натурой, то есть нефтью, подрядами на строительство разрушенных городов, да и еще много чем. Что, в общем-то, логично. Но есть еще один плюс: Катар остался без газопровода, который хотел протянуть в Европу через Сирию и Турцию. И это не самый маленький бонус для нашей страны. Да, раньше дрались за идею и за правду, теперь игры по правилам капиталистов. Но опять же, чтобы нас самих не сожрали. Как говорится: с волками жить - по волчьи выть.

Там, где могут решить все проблемы государевы люди, зачем платить частнику? Дешевле сделают все свои. В настоящий момент, потери наших войск засекречены, а погибшие добровольцы вообще в статистику не попадают. Существование этих «ЧВК» МО РФ не комментирует. В нашей стране нет закона регулирующего участие граждан в военных конфликтах добровольцем, причем не в качестве наемника, за что светит уголовное преследование, а именно добровольцем. Поэтому можно долго разводить демагогию и спорить: кто же эти люди, какой все же у них юридический статус в этом конфликте? Но фактически они борются с терроризмом, а это нельзя не приветствовать. Задачи, которые они выполняют – на пользу нашему государству.

Следующий этап боевых действий – вытеснение американцев за пределы этой страны. Здесь тоже придется работать аккуратно, что бы не подставляться. Почему бы опять не воспользоваться проверенными людьми?

То, что статус этих специалистов «серый» это скорее необходимость – так удобнее решать деликатные задания, не позволяя противникам использовать данные о потерях в информационных войнах. Это положение устраивает и самих граждан, хотя, наверняка, хотелось бы получить государственное признание заслуг, льготы и пенсии. И это было бы правильно.

Наши добровольцы и при СССР участвовали в войнах на территории иностранных государств, являлись инструментом международной политики и для этого нет необходимости организовывать ЧВК, не те у них задачи.

В мировой практике, то, что называют частной военной компанией, занимается только обеспечением боевых действий: разведкой, доставкой грузов, вооруженным сопровождением колонн, охраной объектов, строительством, разминированием, обучением военнослужащих, приготовлением пищи и так далее. Непосредственно в боевых действиях они не участвуют. Да, служащие этих компаний вооружены стрелковым оружием, но применять его могут только в целях самообороны. Никаких танков, БМП или БТР. Бронемашины могут использоваться и используются, но без тяжелого вооружения.

Вообще эта работа требует большого вмешательства юристов знакомых с особенностями местного законодательства, поскольку присутствует много подводных камней. К примеру, выполнение контрактов на охрану грузов от пиратов. На гражданских судах не допускается присутствие вооруженных людей или провоз оружия даже для самообороны. Это требование начинает работать при появлении в чьих-нибудь территориальных водах. Поэтому вооруженную охрану ссаживают на специальные суда, болтающиеся в международных водах, являющихся своеобразными оружейками.

Хорошо, когда на ваше присутствие в стране есть воля правительства или какой-либо местной силы, способной прикрыть в случае проблем. Как, например, в Сирии, где даже не надо создавать какую-либо организацию с международной регистрацией. В таких условиях нет никакой необходимости в ЧВК.

То, что до сих пор «расследователи» не представили документы, подтверждающие официальной регистрации ни одной из этих организаций, хотя бы в каком-нибудь оффшоре, говорит о том, что официально таких организаций нет. А офисы тех ЧВК, что считаются Российскими и действительно являются частными военными компаниями, на самом деле зарегистрированы за границей и могут считаться русскими только по национальному составу их руководства и некоторых сотрудников. Но они в прессе не фигурируют потому, что действительно работают, так же как и их иностранные коллеги, в том же правовом поле.

Так, что учитывая вышеназванные критерии компании ВАГНЕРА и ПАТРИОТ не являются по своей сути ЧВК. Это добровольческие организации, выполняющие свои задачи под патронатом специальных служб и уж никак не являющимися частными армиями.

Есть и еще одна причина по которой государство не заинтересовано в принятии закона о ЧВК. Все просто – деньги. Для нашего бюджета оплачивать работу ЧВК это дорого. Сейчас задачи решают спецслужбы, армия и добровольцы. Работают тем, что есть в наличии. Частники же будут закупать не самое дешевое оборудование и от этого ломить цену на свои услуги. Вероятнее они будут работать эффективнее неповоротливой силовой машины. Но военным эти конкуренты ненужны.

Рынок этих услуг очень большой, по разным оценкам 100-300 млрд $, и в основном поделен уже давно организациями, тесно связанными со своими правительствами. А наша страна свое влияние за последние десятилетия подрастеряла. Не заинтересованы конкуренты пускать нас на рынок этих услуг. И только, если государство будет лоббировать интересы своих компаний на данной территории, а это возможно там, где сильно его влияние. В остальных местах нашим ЧВК светят лишь небольшие контракты. Гражданин с ружьем в иностранном государстве лакомая жертва для провокаций любой иностранной разведки, а тонкости законодательства только упрощают эту задачу.

Кроме того, основным требованием во многих странах теперь является использование в качестве рядовых сотрудников ЧВК местных жителей. Это удешевляет стоимость услуг и позволяет контролировать вооруженную организацию на своей территории. В основном стараются привлекать иностранцев в качестве инструкторов или начальников смен. Сложностей много, конкуренция растет, а цены на услуги ЧВК падают.

Еще одним минусом создания легальных ЧВК для государства является концентрация в ней высококлассных специалистов и высокие зарплаты в сравнении с остальными силовиками. Как только появится такая официальная организация в нашей стране, в нее потянутся не только военные пенсионеры, но и действующие профессионалы из Вооруженных сил, МВД, Росгвардии, которых вырастило за свой счет государство. В руках отдельных бизнесменов окажутся персональные армии и, даже если внутри страны они будут безоружны, это не является особой проблемой для людей, способных решать задачи силовым путем. Не для этого в нашей стране разгоняли ГРУ и делали беззубой МВД, чтобы позволить создание альтернативной силы.

В общем, действующее положение дел руководство нашей страны вполне устраивает и никто ничего менять не собирается.