О сюжете разглагольствовать бессмысленно, поэтому сразу перехожу к сути, а точнее, к своим впечатлениям!
Фильм получился не шедевральным, но универсальным, то есть, не зависимо от ваших жанровых предпочтений и отношения к комиксам, смотреть будет, как минимум, интересно.
Комиксности, кстати говоря, совершенно не чувствуется, да её и нет — ни Бэтмена, ни сверхсилы, из привычного остался только Готэм и Томас Уэйн.
Образ Джокера очеловечили и он уже не Мефистофель, а символ тёмной стороны каждого человека — комок нервов, болезненная реакция на замечания окружающих, одиночество, замкнутость, боязнь быть высмеянным.
Впервые мотивы тех или иных поступков Джокера стали понятными и обоснованными, в отличие от предыдущих фильмов!
Ведь Джокер перестал быть просто антагонистом, безумным злодеем в фильмах о Бэтмене, теперь время только его истории и её нам расскажут сполна.
О архетипах и Юнге
Артур Флек носит в себе психическое расстройство и с каждым действием, с каждым поступком окружающих, оно разрастается и в конце концов поглощает личность Артура, превращая его в Джокера. Поэтому мне было особенно интересно смотреть фильм с психологической точки зрения — не зря же несколько лет назад, когда мы рассматривали клиническую психологию в университете, мне так напоминали архетипы Трюкача/Трикстера и Тени именно Джокера, а сейчас это сходство стало прямо-таки разительным!
Вот, что Карл Юнг говорит о Трикстере:
Он - это и нечеловек , и сверхчеловек , и животное , и божественное существо, главным пугающим свойством которого является бессознательное. Он - это фигура, воплощающая в себе физические страсти , желания не подвластные разуму. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две руки его бьются одна с другой. Он во многих отношениях глупее животных, он не злой, но совершает ужасающе жестокие поступки из-за бессознательности и покинутости.
У Трикстера и Джокера есть общая черта —
это желание участвовать в игре, испытать в связи с этим острые ощущения, соревноваться с другими в уме, ловкости, сообразительности, испытать судьбу.
Джокер наблюдает за жизнью со стороны и при этом всегда находится над ней.
Он скрупулезно выискивает в ней то, что должно быть подвергнуто осмеянию и отторжению, ее ложь, фальшь, цинизм, обман, в этой роли неизменно выступая как внимательнейший соглядатай и беспристрастный критик, но его острые стрелы часто облечены в форму иносказаний. При этом Трикстер всегда весел, остроумен, трезв и хитер, хотя бывает и небескорыстен. Трикстер — непримиримый враг официального: государства, церкви, признанных нравов и порядков.
— собственно так и выглядит главный герой фильма, став Джокером.
О исполнителе главной роли
Хоакину Фениксу удалось оттянуться на полную катушку — начиная от физического перевоплощения (одна кожа да кости, вылитый Бейл в "Машинисте") и маниакального смеха, до постоянной эмоциональной напряжённости и игры одними глазами, и если это не гениальная работа актёра, то я вообще не понимаю, о чём нам с вами говорить!
На мой взгляд, данный фильм имеет все возможности стать культовым, а исполнитель главной роли — Хоакин Феникс пополнить свою полку с наградами в изголовье заветной золотой статуэткой!
А какие у вас остались впечатления после просмотра? Впечатлила игра Хоакина?