65 подписчиков

Микеланджело и его «Страшный Суд». Часть 3

142 прочитали

Начало статьи читайте здесь и здесь

Шедевр или скандал?

После того, как эта величественная работа была завершена в 1541 году, Римский представитель кардинала Гонзаги из Мантуи сообщил: "произведение настолько прекрасно, что ваше превосходительство может себе представить, что нет недостатка в тех, кто его осуждает. . . . О мой ум, это работа, не похожая ни на что другое, что можно увидеть где-либо."

Многие называли эту работу мастера еще одним шедевром. Они видели отчетливый фигуральный стиль Микеланджело, с его сложными позами, крайним ракурсом и мощной (некоторые могли бы сказать чрезмерной) мускулатурой. Сама телесность этих мускулистых обнаженных тел подтверждала католическое учение о телесном воскресении (что в Судный день мертвые воскреснут в своих телах, а не в бестелесных душах).

https://img-fotki.yandex.ru/get/15585/48066166.2d/0_cf7ad_f4e5be91_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/15585/48066166.2d/0_cf7ad_f4e5be91_orig

Другие были возмущены—прежде всего наготой — несмотря на ее богословскую точность, ибо воскресшие должны были войти на небеса не одетыми, а нагими, как сотворено Богом.

Критики также возражали против искаженных поз (некоторые из них приводили к неприличному изображению ягодиц), разрыва с изобразительной традицией (безбородый Христос, бескрылые ангелы) и появления мифологии (фигуры Харона и Миноса) в сцене, изображающей священную историю.

Критики рассматривали эти «художественные украшения» как отвлечение от духовного послания фрески. Они обвиняли Микеланджело в том, что он больше заботится о том, чтобы показать свои творческие способности, чем изображать священную истину с ясностью и благопристойностью. Религиозное искусство было “книгой неграмотных " и они не понимали, как «таковое» можно было легко понять.

Однако «Страшный Суд» Микеланджело был написан не для необразованной мирской аудитории.

Напротив, он был рассчитан на очень специфическую, элитарную и эрудированную аудиторию, которая была способна понять и оценить его фигуральный стиль и иконографические новшества. Они бы признали, например , что его включение Харона и Миноса было вдохновлено дантовским «Адом», текстом, которым Микеланджело очень восхищался. Они увидят в юном лице Христа его упоминание об Аполлоне Бельведерском, древнегреческая эллинистическая скульптура которого в папской коллекции хвалилась своей идеальной красотой.

Автопортрет

Еще более пронзительно Микеланджело вписывает себя в эту фреску. Это его лицо запечатлено на «ободранной коже», которую держит Святой Варфоломей, пустая душа, которая «висит» между Раем и адом.

https://www.thesistinechapel.org/images/censure-volterra-sistine-chapel.jpg
https://www.thesistinechapel.org/images/censure-volterra-sistine-chapel.jpg

И эта аллегория не удивительна. Современники окрестили Микеланджело "божественным" за его способность соперничать с Самим Богом в придании телу идеальной формы.

Часто он жаловался на свою юношескую гордость, которая заставила его сосредоточиться на красоте искусства, а не на спасении своей души. Поэтому, здесь, в работе, выполненной в середине 60-х годов, он признает свой грех и выражает надежду, что Христос все же помилует его и примет в общество избранных.

Эпическая картина

Подобно Данте в его великой эпической поэме "Божественная комедия", Микеланджело стремился создать эпическую картину, достойную величия этого момента.

Первоначально предназначенная для «ограниченной аудитории», репродуктивная гравюра фрески быстро распространила ее повсюду, поставив в центр оживленных дебатов о достоинствах и злоупотреблениях религиозного искусства. В то время как одни приветствовали ее как вершину художественного достижения, другие считали ее воплощением всего того, что может пойти вразрез с религиозным искусством и призывали к ее разрушению.

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/07/regnum_picture_1459989415140993_normal.jpg
https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/07/regnum_picture_1459989415140993_normal.jpg

В итоге был достигнут компромисс. Вскоре после смерти художника в 1564 году Даниэле да Вольтерра был нанят, чтобы прикрыть голые ягодицы и пах изображенных фигур "кусками ткани" и перерисовать святую Екатерину Александрийскую, первоначально изображенную обнаженной.

Сегодня «Страшный Суд» Микеланджело ежедневно привлекает тысячи туристов. Однако во время папских конклавов эта фреска была предназначена не столько на созерцание, но и в качестве еще одного мощного напоминания Коллегии кардиналов об их месте в истории спасения, поскольку они были призваны чтобы избрать земного наместника Христа (следующего папу) — человека, который будет нести ответственность за то, чтобы вести верующих в общину избранных.

 Начало статьи читайте здесь и здесь Шедевр или скандал?-4

Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!