14 подписчиков

О регистрации маломерных судов в Российском международном реестре судов

195 прочитали

     Судовладельцы маломерных судов, построенных иностранными судостроительными организациями, вправе зарегистрировать такие суда в Российском международном реестре судов.

Судовладельцы маломерных судов, построенных иностранными судостроительными организациями, вправе зарегистрировать такие суда в Российском международном реестре судов.

Адвокаты адвокатского бюро Санкт – Петербурга «Инмарин» успешно завершили дело по регистрации маломерного судна, построенного иностранной судостроительной организацией, в Российском международном реестре судов (далее по тексту – РМРС).

Отметим, что регистрация судна в РМРС является привлекательной для каждого судовладельца, поскольку предоставляет последнему ряд существенных преимуществ и льгот.

Во – первых, собственник судна, подлежащего регистрации или уже зарегистрированного в РМРС, освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании пункта 9 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Также, судовладельцы освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе таких судов на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, от уплаты так называемого ввозного НСД, в силу пункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ).

Последующее владение, пользование и распоряжение судном, зарегистрированным в РМРС, позволяет судовладельцу оптимизировать свое налоговое бремя, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 33 статьи 251 НК РФ доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Дополнительно, суда, зарегистрированные в РМРС, не являются объектами налогообложения для целей транспортного налога и налога на имущество организаций (пп. 9 п.2. ст. 358 и пп.7. п.4. ст. 374 НК РФ соответственно).

Из указанного следует, что регистрация судна в РМРС сулит его собственнику весьма значительные привилегии. Однако не каждый судовладелец вправе рассчитывать на получение столько привлекательного режима. Законодатель, хотя и непоследовательно, но все же емко подошел к установлению правил регистрации маломерных судов в РМРС.

     Судовладельцы маломерных судов, построенных иностранными судостроительными организациями, вправе зарегистрировать такие суда в Российском международном реестре судов.-2

Согласно части 2.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее по тексту – КВВТ РФ) в РМРС могут быть зарегистрированы любые суда (включая маломерные), построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.

Традиционно, на основании данной нормы, правоприменитель отказывал заинтересованным лицам в регистрации судов в РМРС, если такие суда были построены на иностранных вервях или на отечественных вервях, но ранее обозначенной даты. Описанный подход обосновывался положением части 5 статьи 33 КТМ РФ, согласно которому в Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Совокупность вышеописанных норм приводила правоприменителя к выводу, согласно которому доступ к регистрации в РМРС закрыт для маломерных судов, используемых в коммерческих целях, но не подпадающих под действие части 2.1 статьи 16 КВВТ РФ.

Однако сложившийся подход представляется в корне неверным, поскольку в каком – либо нормативно – правовом акте не содержится нормы, устанавливающей запрет на регистрацию в РМРС любых маломерных судов, если они соответствует требованиям, установленным в части 7 статьи 33 КТМ РФ. Например, маломерное судно, построенное иностранной судостроительной организацией, может быть зарегистрировано в РМРС на основании пункта 2 части 7 указанной статьи, если его возраст составляет менее 15 лет, и оно будет использоваться в целях перевозки в каботаже.

Соответственно, регистрация маломерных судов в РМРС имеет абсолютно законное основание и доступ в РМРС открыт не только для судовладельцев, которые приобрели судно, построенное после 1 января 2010 года на отечественной верфи.

Успешной регистрации судна в РМРС предшествует обязательная подготовка документации по сделке, правовая экспертиза документов, представляемых на государственную регистрацию, выбор наиболее удобного для судовладельца порта.

Прохождение указанных этапов, в совокупности с юридической поддержкой, позволяет минимизировать расходы судовладельца при приобретении судна в иностранной юрисдикции, и его ввоза на территорию РФ в целях последующей эксплуатации

.

Младший партнер Дремова Стефания Сергеевна

Адвокатское бюро Санкт – Петербурга «Инмарин», 2019.