В настоящее время философия в значительной степени развивается под влиянием языка, в основном, актуализации и рефлексии тех проблем, которые были подняты и интеллектуально изучены лингвофилософским движением XX века, которое недавно прошло ("языковой поворот" в философии и гуманитарном познании в целом).
С другой стороны, с учетом расширения проблемной области лингвистики и открытости границ лингвистического познания, в настоящее время лингвистические дисциплины требуют философского подхода к языку и выявления его фундаментальных основ, как это происходит с любой другой наукой в принципе. Кроме того, в современную эпоху коммуникативной мобильности научного пространства в целом и интенсивной динамики когнитивных процессов и "энергетического" характера языка, поскольку он требует тщательного междисциплинарного исследования наряду с доступом к трансдисциплинарным проектам.
Успешное выполнение этих проектов представляется возможным только при условии проведения философского исследования именно такого рода: "Что такое язык?", "В силу чего определяется его глубокая духовная сущность?", "Каков его творческий потенциал и каковы его творческие способности?". Г.Г. Гадамер, чья жизнь охватывает весь век (1900-2002 гг.) на рубеже XX-XXI вв., сумел охватить своей мыслью эту проблему во всем ее глобально-историческом масштабе.
Именно эта проблема непосредственно коснулась нравственных основ объективной человеческой реальности в мире. Кроме того, он смог обозначить точку зрения философского взгляда на язык для следующих поколений ученых:
«Существует реальное соответствие понятию духа, которое выходит за рамки субъективности Эго. Это понятие языка, которое все больше смещается в центр современной философии именно по той причине, что феномен языка по сравнению с христианским представлением о духе, производным от Гегеля, представляет его благодаря нашей полноте вечности, как любое другое событие».
Думать, что Гегелю нечему учиться в нашем столетии научного труда - это ошибка. То, что Гегель вкладывает в глобальное учение о мире, было не только нашей презумпцией: он всегда является тем, что есть в запасе у науки. И именно, не принимая догматизма, в том числе догматизма науки, я "представляюсь мне самым скрытым и в то же время самым мощным фундаментом нашего века". Подчеркнув актуальность идеи классической философии и, прежде всего, философии абсолютного духа Гегеля, оказавшей серьезное влияние на формирование "языковых наук" в свое время и "наук о культуре и духе" в целом, Гадамер обозначил перспективы развития современных гуманитарных наук именно таким способом, как подчеркивали классики.
И сегодня становится очевидной необходимость рассматривать язык в этих духовных традициях, заложенных философской мыслью, и ее подчеркнутые глобальные перспективы, "подводящие нас к проблеме языка в целом, его приоритетности и трансцендентности". Такая тенденция к восстановлению понимания целостной духовной природы языка, несомненно, наметилась. Усиливается внимание к культурно-исторической и мифологической памяти языка и его аксиологическому измерению. Ключевая проблема взаимосвязи языка и сознания рассматривается по-разному, а тем более на глобальном уровне.
Предпринимаются попытки решить эту проблему, принимая во внимание современные достижения неоклассической эпистемологии и появление новых вариантов интерпретации природы сознания. Исследователи различных научных областей говорят о взаимосвязи языка с другими сложными саморазвивающимися системами - обществом, культурой, наукой, образованием.
Однако основное внимание по-прежнему уделяется двум основным функциям языка: когнитивной и коммуникативной. И философский дискурс разворачивается вокруг рассмотрения нескольких тем, которые признаны сегодня приоритетными, таких как "язык и сознание", "язык и познание" и "язык и общество". Но незаслуженно оставляет в стороне духовные корни взаимосвязи языка и культуры. В сложившейся ситуации все больше ощущается потребность вернуться к наследию классической философии, которое в своей основе всегда остается бесценным. В этом контексте стоит упомянуть именно философские труды Гегеля, сконцентрировавшего в себе все общие достижения и идеи классической эпохи и определившего дальнейшие перспективы формирования философской и лингвофилософской мысли. Примечательно, что постоянное упоминание лингвофилософских взглядов Гегеля наблюдается в мировом гегелеведении, особенно на современном этапе его развития.
Сегодня нам также важно "читать" с самым пристальным вниманием те страницы его произведений, которые посвящены размышлениям о языке и показывают специфику философских размышлений Гегеля о языке именно в аспекте его "духовности" и в контексте "наук о культуре и духе".