Здравствуйте! Конечно, пересказывать учат в школе. Но скольких детей учитель может спросить на уроке, если необходимо дома подготовить пересказ? Надо учитывать возможности времени на уроке на пересказ, и время от времени контролировать этот процесс дома.
Легко пересказывать небольшой текст, в котором есть действие,то есть текст носит повествовательный характер. Труднее- текст длинный, состоящий из нескольких частей. Ещё труднее пересказывать текст научного характера, текст-описание, текст-рассуждение.
Как научить?
1. Настраиваете ребёнка на то, что он сейчас ЛЕГКО научится пересказывать любые тексты.
2. Первоклассник (подходит и для другого возраста начальной школы) должен сначала несколько раз прочитать рассказ или сказку. Но это если он хорошо читает. А лучше, если сначала вы ему прочитаете, чтобы у ребёнка было целостное представление о произведении.
3. Беседуете, выясняя общее представление о прочитанном. О ком говорится? Что о нём или о них говорится? Что случилось? Чем всё закончилось? Как зовут героев? Все ли слова понятны?
4.Далее на всякий случай поясняем и показываем, что такое абзац, вдруг в школе ребёнок не услышал, не понял. Поясняем непонятные слова.
5.Пусть теперь ребёнок читает по абзацам и выбирает самое главное. Можно подчеркнуть главное предложение. НО. Он ещё не умеет выбирать главное. Для него все предложения главные.
5а. А мы поставим вопрос по-другому. Прочитал первый абзац. О чём здесь говорится? Какое название (заголовок) можно придумать этому абзацу ? Напоминаю, название должно отражать содержание.Запишите его на листок под номером один. Или схематично пусть нарисует название. Далее-действуем точно также.
6. Дальше спрашиваем о том, как строится дом? С чего начинается строительство? Чем заканчивается? Говорите о том, что сейчас мы будем рисовать дом схематично по частям в том порядке, как он строится и делать шпаргалку для пересказа. И расскажите какую-нибудь весёлую историю со шпаргалками про себя в детстве-дети это любят.
7. Записываем пункты плана на нарисованные части дома: 1.- фундамент. 2-стены.3-крыша. У вас получится план пересказа. Вернее, шпаргалка.
8. Дальше разрешаем ребёнку подсматривать в шпаргалку и рассказывать, как запомнил. Добавляем "отделку" в " строительство дома"- помогаем найти в тексте авторские интересные обороты, сравнения и так далее.
9. Если текст из нескольких частей, то и "дом" будет двух,- трёхэтажный. Такое "строительство" научит вашего ребёнка не только пересказывать,но и писать изложения (письменные пересказы) и сочинения в дальнейшем.
Добавлю, что такая схема со "строительством дома" не подойдёт, если вашему ребёнку задали краткий пересказ (обычно это 3-4 класс).
10.Тогда подойдёт такая схема. " Представь, что твой друг уезжает на поезде в поездку, ты его провожаешь. Осталось 2-3 минуты, и поезд уйдёт. А ты начал рассказывать интересную историю, но она длинная. Сократи её так, чтобы ты успел её рассказать другу, и чтобы ему было всё понятно."
Это и есть краткий пересказ.
Ещё почитайте о развитии речи ребёнка здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/kak-razvivat-rech-rebenka-poslovica-nedarom-molvitsia-5e114698c49f2900b1131f7c
Удачи, благополучия и счастья вашим семьям!