Есть города, которые сейчас являются столицами, но туристы обходят их стороной. Многие были в Стамбуле, ещё больше в Анталии, но почти никто и никогда не ездил в Анкару. Если вам предложат посетить пару городов в США, то скорее вы выберете Нью-Йорк и Лос-Анджелес, но не Вашингтон.
Загреб — это не задворки!
Загреб из такого же списка столиц. Когда с другом планировали путешествие по Хорватии, мне с трудом удалось уговорить его заехать в столицу.
Самый туристический город сегодняшней Хорватии — Дубровник. Он являлся конечной целью и нашего путешествия.
Загреб всегда была на задворках. Сначала Австро-Венгерской империи, потом Югославии. Это главный аргумент друга в пользу того, чтобы не тратить на Загреб время. Но в загребский аэропорт летает больше рейсов. Раз уж мы всё равно прилетали в столицу, друг согласился провести там пару дней.
Кварталы из социалистического прошлого
Когда въезжаешь в город со стороны аэропорта, то путь до центра лежит через городские кварталы, которые построили в годы социалистической Югославии.
У югославов был свой особенный социализм, но архитектурный след от него такой же, как и в других городах с советским прошлым. Мы увидели типовую застройку невыразительными многоэтажками.
Но удивило городское пространство — большие расстояния между домами. Всюду много зелени. Группа из двух-трёх домов сменяется каким-нибудь сквером, парком. Монолит из многоэтажек нам не встретился.
Из аэропорта приехали на автовокзал Загреба и до гостиницы пошли пешком. В центре города всё расположено близко, дистанции удобные для пешеходной прогулки.
Мелочи, которые удивили
Первое, на что обратили внимание — велосипедные дорожки. Продуманные, удобные. Велосипед и трамвай — эти два способа передвижения активно используют загребчане.
Вместе с велодорожками порадовала ещё одна мелочь, которая делает жизнь в городе удобной.
Когда бы ни был построен дом, везде на его окнах есть штуковины, которые защищают жителей от солнца. Не знаю как правильно назвать эти ставни-жалюзи-роллеты. Но они есть и в двухэтажных особняках, и в квартирах многоэтажек. Очень простой и удобный способ спрятаться от дневного палящего солнца в южном городе.
Джамия
В восточной части города, примыкающей к автовокзалу все дороги сходятся вот у этого здания. Что можно подумать о его назначении, глядя на архитектуру?
Мне казалось что здесь был какой-то музей из социалистического прошлого. Прав я оказался лишь отчасти.
Здание построили ещё до второй мировой войны, в 30-х годах, как художественную галерею. Галерея здесь и сейчас. Но во времена СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) здесь был музей революции.
В годы войны, при фашистском режиме, тут располагалась мечеть. Руководитель фашистского государства Анте Павелич относил мусульманам к арийской расе и поэтому решил открыть мечеть. Возле галереи построили три минарета и три года павильон служил мечетью.
По-хорватски мечеть — "джамия". Наверное от турецкого "джами". Минареты после войны снесли. Сейчас тут снова галерея, но загребчае и площадь, и сам павильон упорно называют "джамия"
Архитектурные достоинства круглой галереи оценил позже. Ротонду окружают 36 колонн. Сделаны они из белого камня с острова Брач. Накрыта круглая галерея была куполом из стекла и бетона. Идея круглого пространства для художественной галереи тогда была совершенно новой для Европы.
Но первый взгляд после утомительной дороги наводил меня на другие мысли: может прав был друг и прямо из аэропорта нужно было ехать на побережье?!
Мысль эта была мимолетной и уже через сотню метров мы поняли, что приехали в один их красивейших городов Европы.
По мере приближения к центру, город становится старше и величественнее. Дома выше, стоят плотнее друг к другу. Большинству из них по сто и больше лет. Эта часть — нижний город — застраивалась во времена Австро-Венгрии, поэтому образцом для подражания была Вена.
Загреб — это "мой" город
В Загреб я влюбился. Он расположен на той же широте, что и мой родной Краснодар. По масштабу эти города сопоставимы. Здесь похожий климат. Здесь говорят на похожем языке.
В городе есть роскошные дома и дворцы, но они не давят и не угнетают. Они часть городского пейзажа, городской жизни. И жители с ними контактируют, в них живут и работают.
Здесь много зелени и много радостных людей. Наверное, большинство из них туристы. Но все эти люди создают настроение и атмосферу, которая делает город дружелюбным.
Читайте продолжение:
часть 2. Загреб и Краснодар — ищу знакомые черты
часть 3. Первый "небодер" и зеленая подкова Загреба
часть 4. Бывшая улица "красных фонарей" и испанская серенада в Загребе