Найти тему

Задворки Австро-Венгерской империи. Я влюбился в эту страну!

Оглавление

Есть города, которые сейчас являются столицами, но туристы обходят их стороной. Многие были в Стамбуле, ещё больше в Анталии, но почти никто и никогда не ездил в Анкару. Если вам предложат посетить пару городов в США, то скорее вы выберете Нью-Йорк и Лос-Анджелес, но не Вашингтон.

Загреб — это не задворки!

Загреб из такого же списка столиц. Когда с другом планировали путешествие по Хорватии, мне с трудом удалось уговорить его заехать в столицу.

Самый туристический город сегодняшней Хорватии — Дубровник. Он являлся конечной целью и нашего путешествия.

Загреб всегда была на задворках. Сначала Австро-Венгерской империи, потом Югославии. Это главный аргумент друга в пользу того, чтобы не тратить на Загреб время. Но в загребский аэропорт летает больше рейсов. Раз уж мы всё равно прилетали в столицу, друг согласился провести там пару дней.

Когда въезжаешь в город со стороны аэропорта, то путь до центра лежит через городские кварталы, которые построили в годы социалистической Югославии.

У югославов был свой особенный социализм, но архитектурный след от него такой же, как и в других городах с советским прошлым. Мы увидели типовую застройку невыразительными многоэтажками.

Таким мы увидели Загреб из окна автобуса, на котором ехали из аэропорта
Таким мы увидели Загреб из окна автобуса, на котором ехали из аэропорта

Но удивило городское пространство — большие расстояния между домами. Всюду много зелени. Группа из двух-трёх домов сменяется каким-нибудь сквером, парком. Монолит из многоэтажек нам не встретился.

Из аэропорта приехали на автовокзал Загреба и до гостиницы пошли пешком. В центре города всё расположено близко, дистанции удобные для пешеходной прогулки.

Мелочи, которые удивили

Первое, на что обратили внимание — велосипедные дорожки. Продуманные, удобные. Велосипед и трамвай — эти два способа передвижения активно используют загребчане.

Велодорожки здесь для того, чтобы по ним ездить, а не для имиджа
Велодорожки здесь для того, чтобы по ним ездить, а не для имиджа

Вместе с велодорожками порадовала ещё одна мелочь, которая делает жизнь в городе удобной.

Когда бы ни был построен дом, везде на его окнах есть штуковины, которые защищают жителей от солнца. Не знаю как правильно назвать эти ставни-жалюзи-роллеты. Но они есть и в двухэтажных особняках, и в квартирах многоэтажек. Очень простой и удобный способ спрятаться от дневного палящего солнца в южном городе.

Джамия

В восточной части города, примыкающей к автовокзалу все дороги сходятся вот у этого здания. Что можно подумать о его назначении, глядя на архитектуру?

Что это? Музей? Мавзолей?
Что это? Музей? Мавзолей?

Мне казалось что здесь был какой-то музей из социалистического прошлого. Прав я оказался лишь отчасти.

Здание построили ещё до второй мировой войны, в 30-х годах, как художественную галерею. Галерея здесь и сейчас. Но во времена СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) здесь был музей революции.

В годы войны, при фашистском режиме, тут располагалась мечеть. Руководитель фашистского государства Анте Павелич относил мусульманам к арийской расе и поэтому решил открыть мечеть. Возле галереи построили три минарета и три года павильон служил мечетью.

Так галерея выглядела, когда здесь была мечеть. Фото с сайта https://handzar.jimdo.com
Так галерея выглядела, когда здесь была мечеть. Фото с сайта https://handzar.jimdo.com

По-хорватски мечеть — "джамия". Наверное от турецкого "джами". Минареты после войны снесли. Сейчас тут снова галерея, но загребчае и площадь, и сам павильон упорно называют "джамия"

Архитектурные достоинства круглой галереи оценил позже. Ротонду окружают 36 колонн. Сделаны они из белого камня с острова Брач. Накрыта круглая галерея была куполом из стекла и бетона. Идея круглого пространства для художественной галереи тогда была совершенно новой для Европы.

Но первый взгляд после утомительной дороги наводил меня на другие мысли: может прав был друг и прямо из аэропорта нужно было ехать на побережье?!

Дом хорватских художников
Дом хорватских художников

Мысль эта была мимолетной и уже через сотню метров мы поняли, что приехали в один их красивейших городов Европы.

По мере приближения к центру, город становится старше и величественнее. Дома выше, стоят плотнее друг к другу. Большинству из них по сто и больше лет. Эта часть — нижний город — застраивалась во времена Австро-Венгрии, поэтому образцом для подражания была Вена.

Загреб — один из красивейших городов Европы
Загреб — один из красивейших городов Европы

Загреб — это "мой" город

В Загреб я влюбился. Он расположен на той же широте, что и мой родной Краснодар. По масштабу эти города сопоставимы. Здесь похожий климат. Здесь говорят на похожем языке.

В городе есть роскошные дома и дворцы, но они не давят и не угнетают. Они часть городского пейзажа, городской жизни. И жители с ними контактируют, в них живут и работают.

Здесь много зелени и много радостных людей. Наверное, большинство из них туристы. Но все эти люди создают настроение и атмосферу, которая делает город дружелюбным.

Читайте продолжение:

часть 2. Загреб и Краснодар — ищу знакомые черты

часть 3. Первый "небодер" и зеленая подкова Загреба

часть 4. Бывшая улица "красных фонарей" и испанская серенада в Загребе

© Вот такая вот хурма