155 подписчиков

Маори.часть 1

Племена маори сегодня вспоминают в песнях, танцах, как их предки прибыли на Северный остров Новой Зеландии на семи каноэ (Вака).

Предполагается, что они прибыли с островов общества в центральной Полинезии в середине 14-го века, избежав войны и чрезмерных требований Дани.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Мигранты ассимилировали коренных жителей-охотников, рыболовов, собирателей из той же полинезийской породы, которые прибыли ранее в 950, 1150 годах назвав землю Aotearoa (Земля длинного белого облака) из-за Туманов, видимых на горах.

В 1947 норвежский исследователь Тор Хейердал дрейфовал через Тихий океан от побережья Южной Америки на Кон-Тики в попытке показать, что первые люди, которые приехали, возможно, пришли этим путем.

Несмотря на удачное путешествие Хейердала, ученые предполагают, что первоначально они пришли с материка Юго-Восточной Азии.

Владея навигационными навыками, равными умениям викингов, они отважились отправиться на север к Гавайям, на запад к острову Пасхи на юг к Новой Зеландии, где их называли охотниками на Моа из-за больших нелетающих птиц, которых они находили там, охотившись до полного исчезновения.

Гарпун Moa Хантер похож на прототип, найденный на Маркизах, в то время как приманка с хвостовиком представляет собой каменную копию наживки из полинезийской жемчужины, найденной в других частях страны.

Эти переселенцы в 1350 году ввели сельскохозяйственную экономику, конкуренцию за открытые плодородной земли, пригодной для возделывания, чтобы дополнить охоту копьями, силками.

Ещё преуспевало рыболовство с помощью лески, сетей, ловушек.

А также сбор моллюсков, ягод, побегов, стеблей растений и корней папоротника.

Доступный белок включал рыбу, моллюсков, тюленей, крыс, птиц. Колонисты привозили саженцы для выращивания, некоторые из этих культур не пережили перехода от тропического климата к умеренному.

Таро, ямс, тыква, сладкий картофель (Кумара) прижились.

Тутовые растения, привезенные мигрантами, росли только в самой теплой части Северного острова.

Культивирование привело к более оседлому образу жизни, совместному занятию и более плотному населению.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Мужчины:

Валили деревья, расчищали почву, сажали, ловили крыс, выкапывали корневища, удили рыбу, выделывали деревья для каноэ, выполняли обряды, вырезали кости для рыболовных крючков, украшений, наконечников копий, татуировали лица и тела, а также лодыжки, руки, губы, подбородки женщин.

Кроме того, изготавливали тесьмы из нефрита и хлопьев обсидиана, а также клинья, салазки, подъемные приспособления, огненные плуги и сверла для инструментов.

Женщины:

Пропалывали, ткали, собирали дрова, носили воду, варили еду, плетёный лён для одежды, веревок, корзин, и дождевиков.

Взятые в плен рабы выполняли трудоёмкую работу.

Морская и сельскохозяйственная еда обменивалась на лесную, а зеленый камень с Южного острова на готовую продукцию с Северного острова.

По мере того, как жизнь становилась более комфортной, резьба и другие виды декоративно-прикладного искусства стали включать тщательно украшенные плащи для рядовых, стойки каноэ, ворота села (прошлого), символы плодородия (тикис).

Красиво вырезанное боевая лодка могла значительно увеличить духовную силу и статус племени (Мана), атрибут, который мог быть унаследован или приобретен.

Самое большое изменение в культуре маори после прибытия каноэ в 1350 году было связано с переходом от мирного общества к воинственному по мере увеличения численности населения и увеличения нагрузки на землю.

Более ранняя полинезийская культура не имела никакого военного оружия или укреплений любого рода. Когда в 1350 году сюда прибыли переселенцы, маори построили множество крепостей из частокола, деревянных, костяных и каменных дубинок.

Люди мигрировали из открытых незащищенных поселений (каинга), состоящих из нескольких разбросанных домов с кухонным укрытием, Земляной печью и крытой ямой для хранения, в укрепленные ограждения (ПА), в которых дома теснились вместе.

Па были построены на террасированных вершинах холмов с концентрическими стенами и сложными рвами, боевыми платформами и земляными работами, чтобы противостоять копьям.

Первый контакт с европейцами произошли в 1769 году, когда капитан Джеймс Кук посетил 200-250 тысяч маори Новой Зеландии.

Свинина и картофель, стали валютой для бартера, когда маори хотели получить стальные инструменты, одеяла и мушкеты от европейских торговцев и недружественных китобоев и тюленей в течение 1790-х гг.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Маори защищали миссионеров, прибывших в 1814 г., а также бывших заключенных и дезертиров с кораблей, потому что они были посредниками, когда вожди хотели торговать с путешественниками.

Культурные изменения стали быстрее после 1820 года, когда молодые люди, которые работали на кораблях, возвращались после приобретения новых владений и болезней.

Статус, которого они достигли, бросал вызов наследственным привилегиям вождей.

Кроме того, большое количество европейцев и австралийцев, которые начали прибывать к 1830-м годам, не имели никакого отношения к законам святости (тапу).

И жреческая тохунга не могла конкурировать со статусом учителей, подготовленных миссионерами.

Маори сомневаются в справедливости традиционных верований.

Власть вождей происходившая от самых старых мужчин каждого поколения со статусом, была еще больше подорвана, когда миссионеры настаивали на том, чтобы они отреклись от жен и свободных рабов в качестве предварительных условий для крещения.

Продолжение в следующей статье...