Найти тему
Моя Кубань

Еще раз про памятники

ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Скульптура_Гуляющие_собачки.jpg
ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Скульптура_Гуляющие_собачки.jpg

Значительная часть памятников современного Краснодара установлена вдоль главного туристического маршрута города.

По той же линии стоит и большинство развлекательных скульптур Краснодара.

На самом деле, всего пять-шесть скульптур, но они произвели переворот в сознании горожан.

Оказалось, что скульптура - это не только память и идеология, скульптура и эмоционально оживлять место, вносить в него момент театральности, делать рекламу быть доступной для близкого общения, с ней можно шутить и обниматься.

В Европе развлекательный вид городской скульптуры живёт уже много веков: вспомнить «Писающего мальчика» в Брюсселе, «Человека с гусем» в Нюрнберге, «Вепря» во Флоренции.

В XX веке случился бум игровой скульптуры во всём мире. Хоть и с опозданием, он дошёл и до нас.

В городах России появились десятки, сотни камерных скульптур, созданных специально для общения на коротке со зрителем: обыватели разных эпох, литературные персонажи герои фильмов, животные, метафорические объекты и знаки, предметы обихода и даже солёный огурец.

Краснодар отдал дань этой моде.

Первыми в 2007 году на Красной появились «Влюблённые собачки» - так их называют, хотя на самом деле парочка нарядно одетых, идущих на задних лапах собак имеет официальное название «Собачки на столица» (автор - Валерий Пчелин).

Работа была создана по следам стихотворения «Краснодар

Владимира Маяковского, сочинившего его в далёком непманском 1924 году. «Собачкам» досталась и любовь горожан, и негодование тех, кто не привык к юмористической и совершенно неидеологической скульптуре.

Созданы они были в разгар экономически успешных «нулевых».

Интересно, что и Маяковский приезжал в Краснодар в похожую эпоху, когда страна поднялась после разрухи и революции, магазины были переполнены, а по улицам гуляли начинающие буржуа.

Поэт увидел много солнца, почувствовал радостное настроение южного города и отметил, что Краснодар очень модный - здесь мода на собак, всюду встречаются прохожие с собаками всевозможных пород.

Вместо собачьей глуши он обнаружил собачкину столицу.

Добродушная, сообщающая о земных радостях пара в бронзе отразила ментальность южан с её тягой к гедонизму.

Скульптура стала неформальным символом города и документом своего времени, когда после СССР и 90-х люди обратились к себе, стали тратить на себя деньги и время, и когда появилось соответствующее искусство - искусство, которое поставило в центр своего внимания простого обывателя.

Мир обывателей изображают и два горельефа, установленных на фоне плоскостных фонтанов перед Домом книги (2011 г., авторы - Валерий Пчелин и Алан Корнаев) - по сути, это большие бронзовые диарамы, показывающие дореволюционный Екатеринодар с уютными улицами, красивыми особняками, церквами и многочисленными горожанами, живущими самой обыкновенной, но такой поэтичной жизнью, - торговцами, приказчиками, детьми, влюблёнными.

Горельефы «Старый Екатеринодар» занимаются бытописательством, приближая и оживляя прошлое.

Когда их только установили, дети играли в ныряльщиков в фонтанах перед ними, разрушая все стереотипы общения со скульптурными работами.

А в нескольких кварталах от них, в уютном крошечном скверике на углу улиц красной и Горького, прохожий увидит выполненную в бронзе знаменитую сцену с запорожскими казаками, пишущими письмо турецкому султану (2008).

Перед автором этого произведения Валерием Пчелиным стояла задача создать памятный знак о том, что под Краснодаром русский живописец Илья Репин нашел на туру для своего прославленного полотна. Скульптурная композиция, вставленная, как картина, в большую раму, представляет собой вогнутый горельеф с элементами круглой скульптуры.

Конечно, она не повторяет во всех деталях живописное произведение - это невозможно, она сделана на его тему, по мотивам».

Стол развёрнут на зрителя, ряд персонажей, не слишком подробно изображённых на картине Репина, скульптор досочинил, а переднюю фигуру убрал - таким образом бронзовая композиция из пятнадцати запорожцев открылась для входа в неё зрителя, она провоцирует подсесть за стол и стать частью удалой «банды» смельчаков, бросающих вызов могущественному противнику.

В последние годы в городе ещё прибавилось игровой скульптуры: появились «Студенты» - Шурик и Лида из советской кинокомедии Леонида Гайдая (2011 г., Валерий Пчелин, Алан Корнаев),

commons.wikimedia.org/wiki/File:Памятник_Шурику_и_Лиде_(_Кинокомедия_Операция_"Ы"_и_другие_приключения_Шурика)_-_panoramio.jpg
commons.wikimedia.org/wiki/File:Памятник_Шурику_и_Лиде_(_Кинокомедия_Операция_"Ы"_и_другие_приключения_Шурика)_-_panoramio.jpg

сваренный из обрезков труб «Пират» в Городском саду (автор - сочинский скульптор Акоп Халафян),

рекламный Остап Бендер у ресторана «Золотой телёнок» (частная скульптура, автор неизвестен),

«Гость» на скамейке (2012 г., авторы - краснодарские скульпторы Владимир и Серафима Золотухины),

«Школьник» из крашеного бетона у входа в частную школу (автор неизвестен),

огромный кошелёк из гранита перед деловым центром на улице Красноармейской (тиражная вещь, автор неизвестен).

Забанная, камерная скульптура оживила Краснодар.

Что же считать визитной карточкой города долгие десятилетия имидж молодого энергичного полиса, который находится в устремлении и развитии, формировал комплекс «Аврора».

До революции визиткой был памятник Екатерине Второй.

Он показывал статус города, утверждал идею служения царице и миссию Екатеринодара быть оплотом государства на южных рубежах.

Главнейшей идеей последних лет стала идея возвращения прошлого, восстановления исторической справедливости.

И в этом смысле Екатерина Вторая снова стала главным символом города.

Но что же дальше? Какой объект может отразить амбиции молодого города-миллионера, заявляющего о себе как о современном мегаполисе?

Во всём мире в последние годы развивается архитектура, выстраивающая здание по законам скульптуры.

И внешне и внутри такое сооружение похоже на модернистскую скульптуру - в нём открывается сложное движение живого организма или абстрактной структуры.

И в Краснодаре есть пример такой «скульптурной архитектуры, то здание торгового комплекса «Оз Молл» (2013 г., проект лондонского архитектурного Dyer) недалеко от аэропорта, напоминающее чувственную биоформу и имеющее утри и снаружи скульптурную пластику, обыгранную за счёт подсветки.

Для города этот проект е несомненное достижение, отражающее свою эпоху так же, как когда-то свою эпоху отразил комплекс «Аврора».

Приход современности и технологий в городскую среду Краснодара рождает уверенность и в том, что в его общественных пространствах появится и модернистская скульптура - нефигуративная, дизайнерская, абстрактная, активизирующая урбанистический ландшафт.

Подобная скульптура пока не представлена практически нигде в России, но настало.

Она всегда идет вслед за архитектурой, и её время в нашей стране, в нашем городе уже настало.

Так рассказала об этом А. В. ЧЕРВЯКОВА, журналист, писатель

ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Скульптура_Кошелек_в_Краснодаре.jpg
ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Скульптура_Кошелек_в_Краснодаре.jpg