Свидетельства парусной деятельности и морских перевозок в Эгейском море относятся, по крайней мере, к мезолиту или неолиту.
Период (10 000-7000 гг. до н.э.), о чем свидетельствует открытие обсидиана с острова Милос, Кикладского архипелага, в пещере Фрахти, Арголис, Северный Пелопонес и первые следы колонизации острова.
Морской транспорт впоследствии значительно вырос и стал очень важным для торговой деятельности и обмена продуктами между главными культурными центрами в древние (классические, эллинистические, римские, византийские) времена.
С течением времени огромное количество судов проплыло через Эгейское море, перевозя товары, людей и идеи, и есть основания полагать, что частота морских аварий увеличилась параллельно с ростом активности на море.
Подтверждением этой гипотезы является большое количество затонувших судов различных периодов, обнаруженных на сегодняшний день в Эгейском море.
Многие затонувшие суда были обнаружены ныряльщиками на относительно небольших глубинах в течение 19 и 20 веков.
Зачастую амфоры и гончарные изделия вылавливаются в рыболовных сетях тралов по всей территории Эгейского моря.
Некоторые из них были доставлены в Афины в рамках проекта "Эфорат подводных древностей", в то время как другие нет.
Кроме амфор, с морского дна были извлечены и доставлены в Эфорат статуи и другие ценные археологические объекты. Большинство известных бронзовых статуй были обнаружены рыбаками во время траления или погружения.
Это побудило Греческое министерство культуры и Греческий центр морских исследований объединить свои усилия в картировании дна Эгейского моря с целью обнаружения остатков нашего древнего морского наследия.
Сотрудничество началось в 2000 году и на сегодняшний день привело к обнаружению десятков классических, эллинистических, римских, византийских и поствизантийских затонувших судов по всему Эгейскому морю.
В течение первых 3-4 лет совместных исследовательских экспедиций исследования морского дна в основном основывались на поиске гидролокаторов бокового обзора и интерпретации изображений гидролокаторов.
Для визуального осмотра выбранных гидролокационных целей использовались аппараты с дистанционным управлением и двухместный подводный аппарат, работающие с исследовательского судна.
Приоритетное внимание уделялось поиску на глубинах, превышающих диапазон глубин подводного плавания.
Тем не менее, большинство из 20 обнаруженных затонувших судов были найдены случайно или расположены на глубине менее 100 м, вблизи скалистого побережья, по информации, предоставленной рыбаками и старыми ныряльщиками-губколоводами.
Только две из сотен визуально осматриваемых сонарных мишеней, как было доказано, принадлежат затонувшим судам.
Остатки древних затонувших судов на морском дне, как правило, ограничиваются грузами потерпевших крушение судов, а не самим судном.
В случае торговых судов, которые представляют собой большинство затонувших судов древности, обнаруженных до сих пор, груз состоял в основном из амфор и глиняной посуды.
В районах с низкой скоростью седиментации амфоры рассредоточены по морскому дну или образуют продольную топографию.
Подобные структуры записываются на сонографы бокового сканирования, очень похожие на низкорельефные обнажения скалистых пород.
Таким образом, интерпретация одних только сонографий без помощи данных о характере дна моря чаще всего приводила к неправильной интерпретации гидролокационных мишеней.
В результате многочисленные погружения привели к обнаружению скал на морском дне.
Сочетание поддонного профилирования и данных гидролокатора бокового обзора привело к резкому сокращению числа "объектов, представляющих интерес", поскольку на основе данных подводного дна сразу же были исключены сильно отражающие гидролокационные объекты, полученные в результате обнажений скалистых пород.
Следовательно, ранее почти бессмысленно затраченное судовое время при неудачных погружениях с использованием подводных аппаратов было радикально ликвидировано, что позволило проводить систематическое обследование больших участков морского дна.
Она объединяет оба морских геофизических метода и сопровождается интерпретацией полученных данных на основе морских геологических и океанографических принципов.
Широко признается, что методы дистанционного зондирования являются мощным инструментом в глубоководных археологических исследованиях.
Среди других преимуществ методов дистанционного зондирования - возможность систематического обследования больших площадей и сбора больших объемов данных в относительно короткие сроки.
Тем не менее, в большинстве опубликованных работ говорится об обнаружении относительно старых, деревянных или железоделательных судов, корпус которых достаточно полон или относительно хорошо сохранился и обычно поднимается намного выше морского дна.