Изобретательский гений человека расширяет и углубляет возможности, заложенные природой в нашем организме, а иногда создает и новые, искусственные, органы — приборы вроде электрического глаза, употребляемого в современном военном деле.
Ну, а как воспринимает наш оптический прибор-глаз различные длины волн — цветовые оттенки?
Оказывается, глаз дает нам различные показания в зависимости от угла зрения, под которым рассматривается предмет. Так, например, сжатое поле, которое представляется желтым, летчику кажется коричневым вследствие того, что остатки стеблей торчат вертикально и сквозь промежутки между ними видна «голая» земля. Предметы, укрытые в тени, почти не различаются летчиком.
Если бы глаз летчика работал с математической точностью, то на земле от него было бы буквально некуда укрыться. Однако, нам известна большая роль слоя воздуха в изменении окраски предметов. Воздушная перспектива сильно меняет облик предметов.
Воздух пропускает одни лучи и поглощает другие; вследствие этого земные объекты кажутся с аэроплана окутанными в серовато-синюю дымку. Вследствие цветового контраста серый цвет после красного кажется зеленым, а красные предметы, попадающие на боковые части нашей сетчатки, кажутся коричневыми.
Наконец, воображение наше также помогает искажать зрительные ощущения: если неопытный летчик очень нетерпеливо ждет появления какого-нибудь предмета, он и в самом деле его видит или, вернее, думает, что видит.
Способность к исключительно тонкому различению цветов, как и способность к тонкому различению звуков, составляет индивидуальное свойство отделимых людей, но это свойство может быть сильно обострено регулярным упражнением во время допризывной подготовки. На маневрах и в настоящих боевых действиях упражнения с различением цветов и глазомера оказывают огромные услуги.
Что представляет собой современная армия с внешней стороны, с точки зрения цвета предметов вооружения и снабжения?
Уже один взгляд на одежду бойца, на его рубашку цвета хаки, принятого во всех армиях, доказывает, что раскраска тканей в «защитный» цвет имеет огромное значение в сражении, ведущемся на больших дистанциях.
В расчете на ту же маскировку бойцы зимой надевают белые халаты под цвет снега. Летом уже на расстоянии немногих сотен метров становятся незаметными различия между предметом и фоном, если предмет окрашен в неопределенный цвет земли и трав, характерных дли местности.
Однако, совершенно недостаточно окрасить, например, пушку с лафетом в зеленый цвет и поставить ее на открытом поле, думая, что она замаскирована от нападения с воздуха. Такая пушка будет прекрасно видна летчику-наблюдателю вследствие характерного блеска ее ствола. Блеск поверхности, как известно, не зависит от цвета; тут свет является «предателем».
Вот почему современные военные инженеры-маскировщики (есть такая очень важная, новая специальность) стараются, где только возможно, покрывать танки, повозки, станции, а иногда и целые аэродромы так называемыми масксетками, в петлях которых закрепляется окрашенное в соответствующий цвет мочало, а иногда ветки деревьев, образующие целые ковры.
Для быстрой ориентировки в раскраске объектов в защитный цвет местности есть большие альбомы, которые вместе с запасами красок хранятся в обозе современных армий.
Но, может быть, помощь глазу нападающего оказывает аэрофотосъемка с последующим тонким изучением полученных отпечатков (фотограмметрия)?
Казалось бы, что в лабораторной работе над негативом, полученным при съемке местности, не может иметь места никакой обман зрения. Однако, оказывается, что при современном состоянии фотографии различение некоторых попавших на пленку предметов и целей представляется делом совсем не легким.
Здесь, как и в прежних случаях, глаз наш как бы вступает в «заговор» с искусным маскировщиком и направляет нас на ложный след. Вследствие многолетней привычки мы считаем темные части предмета тенью более светлых частей его, если только предмет освещен с той или иной стороны. Поэтому светло скрашенные места рядом с темными пятнами неправильной формы кажутся нам выпуклостями и как бы «ломают форму предмета».
Этим обстоятельством и пользуются военные маскировщики, раскрашивая объекты, подлежащие укрытию, в различные контрастные цвета (коричневый, зеленый, желтый и др.). Эта раскраска называется камуфляжем.
Таким образом, опасные для противника предметы: бронепоезда и даже целые океанские суда, как бы «растворяются» в окружающей обстановке и остаются нераспознанными вовремя.
Вот какую важную роль играют физика и физиология нашего зрения в обороне страны.