Найти в Дзене
Дикое поле

Судьба "живого товара".

На протяжении нескольких сотен лет (до 1807 года, когда была ликвидирована Буджакская орда) Россия вела жестокую войну на своих южных рубежах. Не меньшие потери от нее несли и татары, но они того стоили, ведь главным призом в этом противостоянии был "ясырь" - пленники, без которых экономика Крымского ханства не смогла бы функционировать. Самому "ясырю" приходилось тяжело, только вот никогда те, кого татары увели с родных земель в рабство на чужбину, не считались потерями в этой необьявленной войне. Пора заполнить этот пробел.

Причины.

Хотя генуэзские колонии в Крыму и были важными центрами работорговли, в идеально отлаженную систему подобный промысел смогли превратить только турки, которые после захвата и разрушения итальянских колоний не могли больше пользоваться их основным источником дохода - торговлей зерном. Так как сами турки земледелием заниматься не умели (да и не хотели) им пришлось перейти к рабовладельческому хозяйству, регулярно пополняемому рабочей силой за счёт набегов на Русское царство и Речь Посполитую.

Дорога страданий.

Оказавшись на территории Русского царства или Речи Посполитой, татарское войско разбивалось на чамбулы - летучие отряды, рыскавшие по окрестностям в поисках пленников, лошадей и крупного рогатого скота. Не успевших уйти людей захватывали в плен, тех, кто пытался оказать сопротивление - убивали.

Угон в ясырь.
Угон в ясырь.
Карта маршрутов крымско-татарских набегов и перегона ясыря.
Карта маршрутов крымско-татарских набегов и перегона ясыря.

Тем, кто попал в ясырь, предстоял тяжёлый путь в Крым через голую степь. Пленников расставляли в ряды по нескольку человек, связывали им назад руки сыромятными ремнями, сквозь ремни продевали деревянные шесты (так татары вывозили в безлесный Крым дерево - прием, перенятый ими у монгол), а на шеи набрасывали верёвки; потом, держа за концы верёвок, окружали всех связанных цепью верховых и, подхлестывая нагайками, безостановочно гнали по степи. Опасаясь погони, слабых пленников немедленно убивали. Кормили пленников татары плохо, одной сырой кониной и то не всегда, поили чуть ли не конской мочей, чуть что - без жалости били нагайками. Достигнув относительно безопасных земель в низовьях Днепра, татары пускали своих лошадей на вольный выпас, а сами приступали к дележу ясыря, предварительно помечая каждого невольника раскалённым железом.

Крымско-татарское клеймо для рабов.
Крымско-татарское клеймо для рабов.

Получив в собственность невольника или невольницу, каждый татарин мог обращаться с ними, как с собственною вещью. Разжалобить степных хищников было невозможно: молодость и красота привлекала татар только как товар, за который в Крыму можно было получить много денег, а старость вызывала лишь раздражение, которое тут же снималось ударом саблей по шее пленника.

В Крыму и за его пределами.

Настоящий ад начинался в Крыму, когда ясырь пригоняли туда в рабство или для перепродажи в государства Средиземноморья, в том числе христианские. На невольничьих рынках рабов ставили одного за другим гуськом, прикованных друг к другу около шеи. При покупке выведенные невольники тщательно осматривались покупщиками, начиная с внешнего вида и кончая сокровенными частями тела: требовалось, чтобы у раба зубы не были редки и черны, чтобы на теле не было бородавок, шишек и других недостатков. Особенно высоко ценились у татар красивейшие девушки и маленькие мальчики, которых продавали в гарем для известных целей.

Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. Наглядный ответ тем, кто считает ислам "истинной" и "праведной" религией.
Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. Наглядный ответ тем, кто считает ислам "истинной" и "праведной" религией.

История крымского рабства развенчивает ещё один миф - об известном русском рабстве. Как отмечали иностранные путешественники, при одинаковых физических характеристиках невольники из Малороссии ценились дороже, чем русские, так как последние отличались непокорностью и склонностью к побегу. Да что там побег, когда русские рабы время от времени устраивали восстания, например, в 1626 году, когда 400 пленников во главе с Алексеем Шафраном перебили турецкую охрану и вырвались на свободу.

После продажи на невольничьих рынках, главные из которых находились в Кафе (Феодосии), Геленджике и Белгороде-Днестровском рабов ждала разная участь. Мужчин продавали на галеры или оставляли в имениях, женщин отправляли в гаремы или перепродавали дальше. Теоретически даже безнадёжный раб в Османской империи мог достигнуть очень высокого положения (как, например, любимая жена Сулеймана I Великолепного Хюррем (Роксолана)). Но у рабов считалось большим везением попасть на галеры, ведь оттуда легче всего было бежать при кораблекрушении или абордаже со стороны мальтийских рыцарей или запорожских казаков.

Продажа рабынь в Кафе.
Продажа рабынь в Кафе.
Тициан. Роксолана (Хюррем-султан).
Тициан. Роксолана (Хюррем-султан).
Рабы на турецкой галере.
Рабы на турецкой галере.
Леонардо да Винчи. По одной из версий, матерью великого итальянского художника и изобретателя была русская рабыня Катерина, угнаная с Дона и затем проданная в Флоренцию. В свою очередь Леонардо подкинул туркам и татарам хорошую свинью, создав колесцовый замок для огнестрельного оружия.
Леонардо да Винчи. По одной из версий, матерью великого итальянского художника и изобретателя была русская рабыня Катерина, угнаная с Дона и затем проданная в Флоренцию. В свою очередь Леонардо подкинул туркам и татарам хорошую свинью, создав колесцовый замок для огнестрельного оружия.

Несмотря на опасность и большие потери, угон ясыря приносил татарам баснословные прибыли. Достаточно сказать, что Крымское ханство никогда не нуждалось в рабочей силе - ее роль выполняли бесплатные рабы, ежегодно пополняемые в огромном количестве. Только в середине XVIII века, после победоносных русско-турецких войн крымским татарам пришлось урезать аппетиты, а разгром Буджакской орды в 1807 году окончательно покончил с ясырем, оставив потомкам страшные цифры: всего за XV-XVIII века с территорий России и Речи Посполитой было угнано в рабство от 3 до 5 миллионов человек, причем в это число вошли только те, кто дошел до Крыма.