Еще десять дет назад стал очевиден перекос на дагестанской эстраде в сторону национальной музыки. Другой уже вопрос – обвинения в адрес местных артистов и их авторов в плагиате с восточных, арабских, зачастую азербайджанских песен, редко – европейских, но удивительное дело: подчас перепетые на ряде дагестанских языков композиции или заимствованная мелодика становится в регионе более популярной, чем оригинал.
Некогда царившие на дагестанской эстраде музыкальные жанры – светская поп-музыка, r’n’b, хип-хоп, рэп и рок – из-за агрессивного поведения расплодившихся «борцов за мораль и соблюдение исламских традиций» стали своего рода андеграундом в республике, где так активно стали возводить мечети чуть ли не на каждом клочке земли, адепты радикального ислама вовсю поднимали головы и в то же время плодились как грибы после дождя звезды национальной эстрады. Надо отдать должное предприимчивости дагестанских артистов, кто раньше пропагандировал своим творчеством современные ритмы, ультрамодные наряды, дерзкий хаер и яркий мейк-ап, – они смогли быстро перестроиться и уйти в «националку», сменив и свой гардероб на более «не обтягивающее, не вызывающее» и тд. Очевидный факт: запугивание артистов, тяготеющих к западной культуре, имело место быть у нас в республике. Правда, единицы уходили с музыкального олимпа, вся остальная масса успешно переквалифицировалась в исполнителей национальных песен. Во-первых, уже не придерутся, во-вторых – что самое главное – будут обеспечены работой на свадьбах и корпоративах, что, собственно, и составляет главный доход дагестанских артистов. Все эти «сольники», сборные концерты, затратные фотосессии, пафосные заявки о себе в передачах, в интервью СМИ – лишь рекламный ход, дабы напомнить зрителю о себе, а значит потенциальным заказчикам, ибо здесь царит культ свадеб, немало и завсегдатаев проводить время в кафе, ресторанах с живой музыкой (за каждым общепитом, как правило, закреплена та или иная звезда, а бывает, что сразу и парочка артистов на один ресторан). Сниматься в рекламах – еще один вид заработка местных знаменитостей.
Ввиду непрекращающейся борьбы власти и правоохранительного блока с экстремизмом радикальные исламисты потеряли свою былую сферу влияния на многие аспекты дагестанской жизни. Байки о том, как того или иного артиста «крышуют» с лихих 90-х тот или иной «авторитет» или «сильные мира сего», либо устраиваются разборки с поющим горцем (умудряющимся еще и писать себе песни) из-за того, что не хочет «работать на того или иного дядю», а эстрадные певицы пользуются зачастую славой не благочестивых горянок и имеют покровителей из криминального мира или из чиновничества, либо раскручены любовниками-продюсерами, так и остались «байками из склепа». Народ всё также самозабвенно любит звезд национальной эстрады, дагестанцы следят за творчеством любимчиков и их личной жизнью, подписываются на их соцаккаунты. Именно зрители гарантируют полный аншлаг на концертах и впоследствии становятся в очередь, чтобы в плотном графике звезды выкроить для себя ее присутствие на семейном торжестве или на офисной вечернике.
Теперь же нам с вами надо привыкнуть к ноу-хау, которое наблюдается в стане дагестанских артисток. Если известные певцы, помимо (или вместо) своего творчества, всё больше уходят в предпринимательство, то местные певицы, похоже, предпочитают примерить на себя «шапку Мономаха» – стать государственным деятелем.
Давно отлаженная схема «из звезды спорта в политики/чиновники» вдруг была взята на вооружение слабым полом, снискавшим славу в артистических кругах.
Первопроходцем в этом, пожалуй, можем считать исполнительницу даргинских песен Зульфию. Во время сиживания на посту мэра Махачкалы Саида Амирова, певица с активной жизненной позицией получила звание Заслуженной артистки РД, солировала в Даггосфилармонии, являлась руководителем национальных коллективов, с которыми выезжала выступать по разным уголкам Дагестана и за его пределы. А в 2001 году Зульфия (Ильясова) в качестве директора ООО «Махачкала-концерт», под эгидой которого собрала разных местных исполнителей, стала еще больше вхожа в правительственные круги. Артисты коллектива «Махачкала-концерт» по приглашению представительства Дагестана в Москве и в Московской области часто выезжали с концертами, не раз выступали в воинских частях в республике и за её пределами, на спортивных мероприятиях, благотворительных вечерах, концертах для сотрудников правоохранительных органов.
В 2016 году дагестанское информ-пространство взорвала новость: Зульфия стала судьей арбитражно-третейского суда! Кто-то порадовался за любимицу публики, кто-то недоуменно пожал плечами, усомнившись в профессионализме Ильясовой, в молодости видевшей себя медиком и окончившей медицинское училище, а кто-то и вовсе злорадствовал, утверждая, что в коррумпированной республике близкие к власти люди могут занимать любые госдолжности.
Когда в прошлом году стреляли в певицу Машидат Омаросхабову в Махачкале, по городу поползли и такие слухи, что это связано с параллельной деятельностью артистки, которая лишь усугубила ревность ее бывшего мужа. Машидат рискнула примерить на себя амплуа актрисы, играя в спектаклях Аварского музыкально-драматического театра имени Г. Цадасы. А ее бывший муж Джамалдин Шамхалов несколько лет занимал должность депутата Народного Собрания Дагестана и представлял Кизилюртовский район как член самой влиятельной партии в стране – «Единая Россия». Собственно говоря, если бы не развод с высокопоставленным мужем, то популярность Машидат Омаросхабовой могла бы помочь народной любимице попробовать себя и в иных ипостасях, не связанных ни с эстрадой, ни с Мельпоменой. Но с красивой талантливой женщиной случилась трагедия...
А вот у певицы Аноры (Амина Багомедова), которая может петь и узбекские, и лезгинские песни, поклонники не обнаружили родственных связей с дагестанскими политиками, однако это не помешало ей сделать резкое пике в карьере. В статье популярного издания «Махачкалинские известия» от 26 августа 2016 года под названием «Вторая жизнь дагестанских звезд» указано, что, судя по информации, что звезда сама выложила у себя в соцаккаунте, Анора по совместительству является ведущим специалистом исполкома партии «Единая Россия» и заместителем руководителя регионального штаба общественного движения «Молодая гвардия “Единой России”».
В последнее время дагестанская общественность обсуждает взлет к вершинам власти еще одной молодой и красивой артистки – Айшат Айсаевой, которая и высшее образование имеет, и солирует в Даггосфилармонии. Певица стала депутатом Кировского района Махачкалы и уже как член всё той же влиятельной правительственной партии «Единая Россия» получила депутатское удостоверение со значком.
Увы, пока Айшат Айсаева в описании к видео с награждением делилась восторженным комментом в адрес председателя дагестанского парламента Хизри Шихсаидова и благодарила за доверие «Единую Россию», многие пользователи дагестанского соцсегмента от нечего делать разбирали видео на мелкие кадрики, усматривая «излишне раскованное поведение Айсаевой» на церемонии вручения удостоверений депутатов. Шквал саркастических и откровенно враждебных высказываний как в адрес самой девушки, так и в целом к процедуре избрания депутатом в Дагестане, отныне составит конкуренцию аплодисментам, что Айшат Айсаева привыкла слышать от своих поклонников во время ее выступлений на сцене.
Автор: Екатерина НЕВЕЛИЧКИНА