Проектировщики новых плацкартных вагонов пообещали решить наконец проблему торчащих ног! Ну наконец-то, если честно. Я так понял для этого они просто сделают вагон шире на 30 см. Вот что пишет Российская Газета [1]:
"Новый вагон на 30 сантиметров шире, что позволит персонализировать пространство и вообще решить проблему так называемых торчащих ног в плацкартных вагонах", - сказал Лошманов [2] в ходе заседания за "круглым столом" в РИА Новости.
Мне конечно интересно почему нельзя было сделать этого раньше. И вообще возможно ли это? Не будет ли проблем с габаритами при прохождении всяких туннелей и прочего?
Но даже если все это правда и вагоны расширят, все равно это поможет только тем, кто будет покупать билеты на основные места (назовем их почти купе). Но ведь еще боковые места — их длина останется прежней. А ведь и эту проблему можно решить довольно легко, даже не меняя габариты вагона. Сейчас в обычный плацкартный вагон набивается 54 человека, по 6 человек в каждое почти «купе». Итого 9 штук таких отделений получается. Длина боковой полки примерно 172 см. Значит, если просто уменьшить число отделений («купе») на одно, то тогда автоматически увеличится длина боковых спальных полок.
Ведь если мы сделаем 8 «полкупе», вместо 9, то получится что к каждой боковой полке можно будет прибавить примерно 21 см (172 / 8). Таким образом, длина «боковушек» станет около 193 см! А это уже вполне комфортно для подавляющего большинства пассажиров. При этом также можно увеличить проход в полукупе, либо можно сделать полки шире на 10 см.
Конечно в этом случае пассажиров в вагон поместится меньше: получится 48 мест вместо 54. То есть примерно на 12% меньше. Но при этом ехать будет существенно комфортнее, особенно высоким людям. Ведь за последний век средний рост людей увеличился, а все эти стандарты были утверждены еще в прошлом, а то и позапрошлом веке. И опять же, необязательно все вагоны делать 48-ми местными. Можно основную часть выпустить как обычные плацкарты на 54 места, а некоторую часть из них сделать более комфортными – на 48.
Также понятно, билеты в такие плацкарты будут соответственно на 12% дороже. Так что по деньгам РЖД ничего не потеряет. Таким образом, те у кого рост до 170 см смогут спокойно ездить в обычных плацкартах и экономить деньги, а те кто повыше или тем кому хочется чуть больше пространства, те доплатят эти 12%.
В общем такое простое предложение у меня для РЖД, как сделать поездку в плацкарте более комфортной и не требующее при этом больших затрат. Да, конечно надо будет сделать другие полки, длиннее и шире, но я не думаю что это такая уж проблема. Допустим такие полки будут чуть дороже. Но ведь в таком вагоне будет на 6 мест меньше, а значит на вагон потребуется меньше полок, шкафчиков и прочей фурнитуры. То есть по деньгам такие вагоны будут стоить примерно столько же сколько и обычные. Насчет количество таких вагонов, думаю их должно быть не меньше трети от общего количества новых плацкартных вагонов.
Ну и насчет собственно полок в основном «купе» в обычном плацкарте и проблемы торчащих ног. Эту проблему можно решить и более простым способом — просто поднять полки выше на 20-30 см. Ведь в новых проектах и так убрали самую верхнюю полку, на которой раньше постельное белье лежало. Значит ничто теперь не мешает поднять вторые полки чуть повыше. И может сделать чуть длиннее.
А, наверно если поднять их на 50 см, то тогда они точно будут выше головы обычного пассажира и никто об них ударяться в проходе не будет. Конечно, спать так будет немного страшнее, но слава Богу додумались наконец сделать боковые держатели, чтобы люди не падали с верхних полок. А значит теперь боятся в общем то нечего. И конечно хорошо бы еще одно окошко небольшое сделать на этом уровне — специально для верхних полок. Вот тогда бы вообще зашибись было бы!
Если кому-то понравилось мое предложение про 48 мест в вагоне с длинными полками, то просьба поддержать идею лайком, а лучше совестливым репостом в соцсетях и везде где только можно. Может кто из РЖД прочитает и будут у нас нормальные плацкарты.
Ссылки/примечания:
1) https://rg.ru/2019/11/27/inzhenery-reshat-problemu-torchashchih-nog-v-plackartah.html
2) Заместитель генерального директора АО "Трансмашхолдинг" по развитию пассажирского транспорта