Абстрактная харизма - термин, широко используемый в природоохранной биологии для описания видов. Однако, термин "харизматический вид" никогда не был правильно определен, его необходимо лучше характеризовать, чтобы в полной мере раскрыть его потенциал в природоохранной биологии.
В ходе исследования были опрошены респонденты двух групп для определения 10 видов животных, которых они считают наиболее харизматичными, и могут связать их с одним из шести признаков:
Редкий, находящийся под угрозой исчезновения, красивый, милый, впечатляющий и опасный.
Затем были определены дикие животные, представленные на главных страницах сайтов зоопарков, находящихся в 100 крупнейших городах мира, а также на плакатах всех фильмов Диснея и Пиксара, предположив, что в обоих случаях наиболее харизматичные виды животных были выбраны для привлечения зрителей.
Объединив четыре подхода, был составлен рейтинговый список из 20 самых харизматичных животных. Большинство составляют крупные экзотические наземные млекопитающие. Эти виды считались харизматичными потому, что считались красивыми, впечатляющими или находящимися под угрозой исчезновения, хотя ни одна особенность не подвергалась дискриминации, а виды были неоднородно связаны с большинством признаков.
Основные социальные характеристики респондентов не оказали существенного влияния на их выбор. Эти результаты дают конкретный список наиболее харизматичных видов и дают представление о восприятии видов западной общественностью, что может быть полезно для поиска новых видов для природоохранных кампаний. Введение программы сохранения видов, находящихся под угрозой исчезновения, работают лучше, если их поддерживает целевая общественность (а также НПО и правительство) с точки зрения сбора средств, разработки политики или совместных программ. В результате, эффективные коммуникационные кампании экологов имеют первостепенное значение. В связи с огромным количеством видов, вызывающих озабоченность с точки зрения сохранения, стало обычной практикой фокусироваться на конкретных видах в качестве суррогатов для исследований и программ по сохранению, будь то в исследовательских или коммуникационных целях. Четыре наиболее заметных суррогатных вида - индикаторные, краеугольные, зонтичные и флагманские виды. Первые два представляют собой экологически значимые виды: виды-индикаторы обычно выбираются, поскольку они быстро реагируют на минимальные изменения в окружающей среде или утрату биоразнообразия, а ключевые виды играют важную экологическую роль в целостности структуры и функционирования экосистемы.
Зонтичные и флагманские виды в основном используются в качестве инструментов сохранения. Основной целью зонтичных видов является защита биоразнообразия. Действительно, эти виды, как правило, имеют большой ареал обитания, поэтому их охрана выгодна для видов, живущих в одной и той же среде.
Наконец, флагманские виды используются для повышения осведомленности общественности по вопросам сохранения и содействия сбору средств, сосредоточивая деятельность по сохранению и коммуникации на видах, вызывающих озабоченность у людей.
Как и зонтичные виды, флагманскими видами обычно являются крупные животные, часто отбираемые в зависимости от степени их опасности. Кроме того, предполагается, что флагманскими видами являются небиологические суррогатные группы, которые фокусируются на видовых особенностях, а не на самом виде, которые объединяют относительно согласованные сети ассоциаций в ранее существовавших культурных рамках и политической экономии. Следует отметить, что некоторые виды могут выполнять несколько косвенных функций; например, тигр (Panthera tigris) является одновременно зонтичным видом и флагманским видом.
Это привело к созданию комбинированной концепции "флагманских зонтов". Харизма - еще одна характеристика, широко используемая для описания флагманских видов. Поэтому это не тип суррогатного вида, а скорее реляционный признак или набор признаков вида. Роль харизмы в сохранении природы может быть предложена в общественной коммуникации и в процессе финансирования. Поскольку людей естественно привлекают харизматические виды, они охотнее финансируют природоохранные программы, ориентированные на них.
Использование харизматических видов для получения финансирования обсуждается, поскольку это может заставить экологов сосредоточить свои программы защиты и исследования на районах, которые не являются самыми актуальными с экологической точки зрения. Следовательно, общественность может недооценивать биоразнообразие или упускать из виду нехаризматичные виды, нуждающиеся в сохранении.
Как слово церковного происхождения, харизма чаще всего используется для описания людей. Согласно Оксфордскому словарю, в нем описаны сильные личные качества, которыми люди должны привлекать и впечатлять других людей без каких-либо упоминаний других организмов, различных видов растений и животных, хотя его все чаще используют для описания нечеловеческих видов.
Шесть видов были случайным образом представлены на отдельной странице с очень похожими фотографиями. Информация, полученная в ходе второго исследования, послужила корректирующим фактором для ранжирования этих видов в первом исследовании.
Например, в первом опросе 1 192 респондентов указали "орлов", а во втором опросе «беркутов». (Aquila chrysaetos) был выбран из 39,3% случаев, а беркут (Haliaeetus leucocephalus) - для 26,4% случаев. Соответственно, 1 192 ответа со ссылкой на "орлов" были разделены, 468 ответов были добавлены к 145 первым, в которых конкретно упоминались беркуты, и 315 - к 18 первым упоминаниям беркутов, что позволило получить окончательное ранжирование этих видов.
Статистический анализ, за исключением ранжирования между плакатами фильмов и детским опросом, все остальные рейтинги были коррелированы друг с другом. Были объединены все баллы (т.е. количество опросных голосов и упоминаний для зоопарков и кинопостеров) по каждому виду в общую оценку, получив тем самым итоговый рейтинг наиболее харизматичных видов. Все нижеследующие анализы были проведены только с использованием результатов онлайнового обследования. Для оценки однородности социально-культурных категорий (возраст, уровень образования, язык и пол) использованы критерии однородности хи-квадрат. Во-первых, были удалены из базы данных ответы с отсутствующей социокультурной информацией, в результате чего общее число респондентов составило 4520 человек.
Поскольку данные, полученные от людей одного возраста, пола, уровня образования или языка, были коррелированы, были включены четыре случайных фактора, соответствующих этим переменным в каждой модели: возраст (четыре категории), пол (две категории), уровень образования (пять категорий) и язык (три категории). Статистический анализ проводился с помощью программного обеспечения. Большинство видов - крупные млекопитающие (четыре большие кошки, три медведя, один канид, два примата, два китообразных и пять крупных копытных), остальные три - мелкие млекопитающие (коала, фасколарктос cinereus), большая рептилия (крокодил) и большая белая акула.
Десять хищников - строго хищники, семь - травоядные; все они являются долгоживущими видами. Семнадцать из них являются наземными видами и три морских вида. Их относительные оценки схожи и не показывают, что ни один вид не является более харизматичным, чем другой.