Не далеко от поселка Лебяжье, район Кронштадта, на якоре стоит Панамский сухогруз "Михаил Дудин". В отсеках которого 600 тонн радиоактивных отходов (обедненный гексафторид урана, или "урановые хвосты") из немецкого города Гронау.
В ближайшее время корабль должен зайти в морской порт Петербурга, где бочки с отходами перегрузят на железную дорогу, и повезут в Новоуральск, в Свердловскую область. Кстати, поезд пройдет в том числе, мимо жилых кварталов Санкт-Петербурга.
Эти отходы — одновременно радиоактивные и токсичные.
Контейнеры с ОГФУ были вывезены с немецкого предприятия по обогащение урана Urenco в Гронау в понедельник, 18 ноября. Практически сразу железнодорожный состав с грузом был остановлен группой экологических активистов, которые с помощью альпинистского снаряжения повисли прямо над железной дорогой. Спустя 8 часов помеха была удалена сотрудниками полиции, и поезд продолжил путь в сторону Голландии. Собеседники «Фонтанки» на месте событий смогли замерять радиационный фон около вагонов, который в 6 раз превысили естественные природные значения.
После переработки в Новоуральске 10% груза, — в виде урана-235, — отправится для продажи обратно в Германию, а 90% останется для хранения в России.
В нашей стране и так уже накопилось и хранится больше миллиона тонн ОГФУ.
«Росатом» заявляет, что после 2080 года собирается использовать эти отходы для неких «сотни новых реакторов на быстрых нейтронах». Которых никто в глаза не видел, и неизвестно, будут ли они когда-нибудь.
Авария при перевозке ОГФУ грозит очень серьезными последствиями — в радиусе десятков километров. Как из-за радиационных поражений, так и в силу химического отравления: ОГФУ достаточно токсичны.
Российские законы не считают ОГФУ радиоактивными отходами. Но это не делает их безопасными.
Питерские активисты второй день проводят пикеты, протестуя против перегрузки ОГФУ в нашем городе.
Да, наверное, в Кремле и «Росатоме» считают, что деньги не пахнут… то есть, не «фонят». Видимо, деньги очень нужны.
Такие у нас «контрсанкции»: сыр и яблоки из Германии ввозить нельзя, а радиоактивные отходы – можно.