13 подписчиков

Мисима и его храм

Сегодняшняя Книга Дня будет посвящена видению прекрасного с точки зрения одного японца. Японца очень знаменитого и экстравагантного. Юкио Мисима и его "Золотой храм".

Обложка Книги Дня

Первое японское издание "Золотого храма", 1956 г. /  Российское издания "золотого храма", 2009 г., издательство "Эксмо" - "Домино". Фото взяты из открытых источников в сети "Интернет"
Первое японское издание "Золотого храма", 1956 г. / Российское издания "золотого храма", 2009 г., издательство "Эксмо" - "Домино". Фото взяты из открытых источников в сети "Интернет"

О том, что первое изображение на картинке является обложкой первого японского издания романа "Золотой храм" Мисимы мне удалось найти на этом сайте.

Обложки двух представленных изданий исполнены в абстрактной манере, однако и в первом и во втором изданиях можно различить имитацию всполохов огня, что является прямой отсылкой к сюжету романа. Российский издатель также использовал очертания храма под коралловой заливкой, чтобы придать изображению эффекты страсти и разрушения.

Автор Книги Дня:

Юкио Мисима (настоящее имя Кимитакэ Хираока) (14.01.1925 - 25.11.1970) - выдающийся японский писатель и драматург.

Мисисма родился в семье крупного государственного чиновника, но долгое время жил с бабушкой, так как был крайне болезненным и слабым ребенком. Она оказала большое влияние на формирование его личности и взглядов в последствии. Подчинившись желанию отца, Мисима поступил на юридический факультет Токийского университета. После окончания учебы, он, совмещая работу чиновника с активной литературной деятельностью, написал свое первое произведение крупной формы «Вор». Но вскоре молодой писатель осознал, что двойные нагрузки еще больше подрывают его здоровье, и уволился с работы, посвятив себя писательской деятельности.

В 1949 был опубликован роман «Исповедь маски», который стал сенсацией из-за откровенно представленного в ней гомосексуализма и был высоко оценён критиками, что позволило Мисиме занять своё место в литературной элите Японии. Позже он опубликовал романы «Жажда любви» (1950) и «Запретные удовольствия» (1951).

С 1955, он взялся за радикальную перестройку собственного тела, став заниматься бодибилдингом. В то же время Мисима, заинтересовавшись классической японской литературной традицией, стал изменять и свой писательский стиль. Это нашло своё выражение в романе «Золотой храм» (1956). «Золотой храм» стал одной из творческих вершин писателя и считается самым читаемым в мире произведением японской литературы.

Юкио Мисима. Фото взято из открытых источников в сети "Интернет"
Юкио Мисима. Фото взято из открытых источников в сети "Интернет"

Снимаясь в главной роли в фильме «Караккадзэ яро» (1960), позируя известному фотографу Эйко Хосоэ для изобиловавшего мазохистскими мотивами альбома, озаглавленного «Форма розы» (1963), а также другими средствами Мисима целенаправленно стал создавать в СМИ культ своего тела, преображённого после изнурительных тренировок. Поступки Мисимы, не имевшие отношения к его литературной деятельности, с одной стороны, можно оценивать как вульгарное бравирование собственными пороками, но, с другой стороны, они позволяют смотреть на Мисиму, свободно манипулировавшего в собственных интересах механизмами СМИ, как на предвозвестника умело формирующих благоприятный имидж современных поп-идолов и «звёзд» шоу-бизнеса.

В с 1965 по 1967 публиковался роман «Весенний снег», первая часть тетралогии «Море изобилия», задумывавшейся Мисимой как работа всей его жизни, вышла пьеса «Маркиза де Сад». Мисима несколько раз выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В эти годы он написал и поставил (с собой в главной роли) «Патриотизм» (1965), опубликованы «Голоса духов героев» (1966) и «Несущие кони» (2-й том «Моря изобилия») (1967-1968), а также другие произведения, воспевающие героическую смерть.

С 1967 Мисима вынашивает идею создания собственной военизированной группы на базе участников журнала «Ронсо». В 1968 началась публикация «Храма на рассвете», 3-его тома тетралогии Мисимы, а также вышла пьеса «Мой друг Гитлер». В ноябре из активистов журнала «Ронсо» была сформирована военизированная группа «Общество щита». В 1969 г. в составе «Общества щита» остался участник японской студенческой лиги Масакацу Морита, которому суждено было сыграть ключевую роль в последовавших далее событиях. 25 ноября 1970, под предлогом официального визита посетив вместе с Моритой и ещё тремя членами «Общества щита» базу сухопутных войск сил самообороны в Итигая, Мисима, взяв в заложники командующего базой, с балкона его кабинета обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Однако театрализованная попытка государственного переворота была преимущественно проигнорирована слушающими, после чего Мисима покончил с собой, совершив сэппуку. После нескольких неудачных попыток обезглавить Мисиму его товарищ Морита передал меч Коге, который и отрубил голову Мисиме. Этим последним часам из жизни писателя посвящен художественный фильм "Мисима. Финальная глава" 2012 г.

Объективно от издательства:

Юкио Мисима - анфан-террибль японской литературы, безусловный мировой классик и писатель, в своем творчестве нисходящий в адовы бездны и возносящийся на ангельские высоты.
Роман "Золотой Храм" - шедевр, заслуженно признаваемый самым читаемым в мире произведением японской литературы. В его основу легла реальная история сожжения молодым монахом храма Кинкакудзи - знаменитого архитектурного памятника Киото. Чувствительного Мисиму. считавшего, что гибель делает Прекрасное еще более совершенным, это событие невероятно потрясло, и он осмыслил его в форме захватывающей притчи о великой и губительной силе Красоты. Для главного героя Мидзогути Золотой Храм стал живым объектом любви и поклонения, наваждением и проклятием...
Кинкаку-дзи - Золотой павильон в Киото, Япония. Фото взято из открытых источников в сети "Интернет"
Кинкаку-дзи - Золотой павильон в Киото, Япония. Фото взято из открытых источников в сети "Интернет"

Субъективно от автора Канала

Роман необычный: Мисима по-своему интерпретировал реальный случай сожжения послушником одного из известных храмов Японии - Кинкаку-дзи - Золотого храма. А мироощущение у Мисимы оригинальное, его понимание красоты уникально. И этим особенным чувствованием красоты он и наделил послушника, а еще особым контрастом этой красоты - заиканием и непривлекательной внешностью. И на этой основе произрастает конфронтация главного героя с миром и по сути с самим собой. Говорят, что это очень японский роман, но, я думаю, что и для японцев этот взгляд на мир довольно изощренный. Но что несомненно, так это то, что каждый из нас когда-нибудь да испытывал внутренний дискомфорт от столкновения своих предпочтений и взглядов с устоявшимися в обществе. Поэтому найдется немало читателей, которые увидели себя и свои переживания (хотя бы отчасти) в этом послушнике.

Цитата Книги Дня:

...красота может отдаваться каждому, но не принадлежит она никому.

Экранизации Книги Дня:

"Пламя" (1958, Япония), реж. Кон Итикава

"Пламя" 1958 г. Фото взято из открытых источников в сети "Интернет"
"Пламя" 1958 г. Фото взято из открытых источников в сети "Интернет"

Саундтрек Книги Дня

Читали ли вы нашу Книгу Дня? Поделитесь своими впечатлениями о ней. Если не читали, захотелось ли прочитать?

Спасибо за ваши внимание, комментарии и оценки!

Ждем вас на канале завтра!