Найти тему
Колобанова Агата

Как легко и бесплатно испортить собаку.

Было мне лет пять, когда жил у нас во дворе один дедушка-пенсионер. Да не просто пенсионер, а собаковладелец.

Собаку звали Тяпа. Хозяин утверждал, что Тяпа – болонка. Беленькая, пушистенькая, маленькая и задорная собачонка. Стоило дедуле выйти на улицу, как мы, дети, бежали к нему со всех ног. Он сидел на лавочке, а мы наперебой развлекали Тяпу как могли.

Эта неведомая болонка с просторов интернета, конечно же, не Тяпа и не Том. Но выражение морды самое что ни на есть каверзное, за что и выбрала именно эту фотографию как иллюстрацию.
Эта неведомая болонка с просторов интернета, конечно же, не Тяпа и не Том. Но выражение морды самое что ни на есть каверзное, за что и выбрала именно эту фотографию как иллюстрацию.

Но Тяпа, как я говорила выше, была девочкой (собачьей девочкой, конечно). И вполне себе способной к размножению девочкой. Что, в какой-то момент, и подтвердила делом. Новость о том, что у Тяпы будут щенки, привела нас в восторг. Мы все уговаривали своих родителей взять домой щеночка от нашей любимой Тяпы. Но уговорить удалось только Марине.

Том, сын Тяпы, был таким же милым и беленьким, как и его мама. Этакий пушистенький помпончик, полный очарования и любви ко всему живому, что его окружало. И это живое, конечно же, отвечало взаимностью. Том был любимцем всей семьи, ему все позволяли, все прощали, лишь бы малыш был счастлив.

Том был отдан в семью Марины в возрасте одного месяца (в те времена, в начале 80х годов, ранняя передача щенков и котят новым хозяевам была нормой). И первые месяца четыре был он пусть все более балованным и шкодливым, но милым и дружелюбным созданием. Чем-то и впрямь напоминал Тома Сойера со своими бесконечными проказами и обаятельной манерой показательно каяться, опуская нос вниз и глядя исподлобья.

А потом пес начал меняться. Не знаю, как и когда перемена стала такой заметной. Но в конце осени это было милейшее создание. А весной он стал вредным склочником, который угрожающе рычал и визгливо лаял, если ему что-то не нравилось. К Маю Том начал кусаться. Сначала – своих хозяев. Позже начал наскакивать и на прохожих.

Никого из нас, кроме самой Марины, Том не покусал, но мы его стали избегать. А следующим летом родители Марины отдали Тома «в хорошие руки» (куда – мы так и не узнали, но все, даже Марина, вздохнули с облегчением).

Конечно, и я, и другие дети задумывались, как такое могло произойти? Почему сын милой ласковой Тяпы вырос таким гадким и вредным псом? Вроде же не обижали его хозяева, любили, ничего для него не жалели. Откуда такая злобность и неблагодарность?

Ответ подсказала книга. Один из рассказов Джеймса Хэрриота, если говорить точнее.

Джеймс Хэрриот – ветеринар с многолетней практикой, который много лет писал заметки о своих пациентах. И среди его рассказов я нашла историю о супружеской паре, которая держала двух мерзейших, вредных и кусачих собачонок. Собачонки умерли, пара завела им на смену двух очаровательных щеночков, ласковых и игривых. Прошло время, и щеночки выросли в таких же отвратительных, кусачих, склочных собачонок. А почему?

А потому, оказывается, что собака, как и все коллективные животные, не просто живет в семье своих хозяев, но находит себе место в иерархии семьи (которая для нее, собаки, является стаей). И поэтому люди должны объяснять собаки границы дозволенного, однозначные и неизменные. Если люди этого не делают, собака пытается занять доминирующее положение в семье и расширяет границы дозволенного сама. До бесконечности. И превращается в этакого четвероногого тирана, противного, агрессивного и злобного.

Сейчас бытует два новомодных подхода к воспитанию собак. Один требует «растить собаку по законам волчьей стаи». Жестко, агрессивно, постоянно демонстрируя примат человека над собакой. Другой утверждает, что «невозможно испортить собаку любовью, прощайте ей все, она сама поймет, как следует себя вести».

А истина, как всегда, посередине. Собака нуждается в ласке, в любви, в общении хозяина. Она не может жить в постоянном страхе перед «вожаком». Ей нужно нечто большее, чем «доминирующий человек» - ей нужен тот, с кем вместе она будет наслаждаться жизнью.

Но и полное, бесконечное и безграничное потакание ни к чему хорошему не приведет.

Собака должна уважать человека. Человек должен ценить и любить свою собаку. И воспитывать ее. Не ломать-подавлять-запугивать, а именно воспитывать, объяснять, какие ее действия недопустимы, а какие – хороши и желательны. Понятным для собаки образом.

Беленький и пушистенький милаха - таким был Том до того, как превратился в мелкого злобного пакостника.
Беленький и пушистенький милаха - таким был Том до того, как превратился в мелкого злобного пакостника.

Уважаемые читатели. Если вы обнаружите в моем тексте опечатку, не стесняйтесь, расскажите мне о ней в комментариях. Скажу спасибо и исправлю.

Если у вас есть желание отблагодарить меня, ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися статьями в социальных сетях. Это очень важно для развития канала.

Если вы хотите опубликовать историю у себя в блоге или группе, обязательно указывайте авторство. Меня зовут Колобанова Агата.