Обзор программы городских полетов и аэротакси от Airbus.
Помимо разработки коммерческих авиалайнеров Airbus ведет весьма активную деятельность в области городской аэромобильности и аэротакси. В компании разработали свою концепцию, создали два летающих прототипа аэротакси, эксплуатируют сервис городских вертолетов, тестируют доставку дронами, а также участвуют в формировании стандартов отрасли.
У Airbus существует инновационный центр A³, расположенный в Кремниевой долине в Калифорнии (США). Здесь занимаются развитием перспективных проектов сразу по нескольким направлениям. Одним из них является интеграция БАС в воздушное пространство. Уже не первый год с данной инициативой работает группа Altiscope, которая в настоящее время более известна под названием Airbus UTM. Группа разрабатывает цифровые решения и соответствующую инфраструктуру, необходимую для интеграции и управления беспилотными авиационными системами и аэротакси, в частности.
Джесси Мубери, руководитель подразделения Airbus UTM, рассказывает Sky review о том, каких результатов удалось достичь:
«В течение последних нескольких лет мы усердно следили за тем, чтобы стратегия развития UTM была согласованной и отвечала потребностям как пользователей воздушного пространства, так и регулирующих органов и исследовательских групп на международном уровне. Airbus выпустила „Blueprint for the Sky“ — дорожную карту по интеграции автономного летающего транспорта в воздушное пространство. Данный документ содержит наше видение, от общих концепций до архитектуры системы».
Среди базовых принципов, которые бы хотел выделить Sky review, это применение маршрутизации для организации движения БАС. Определено четыре вида маршрутов: стандартный маршрут, свободный маршрут, воздушный коридор, комбинированный маршрут для сложных условий. Были также предложены два новых типа правил полетов: 1) BFR/Базовые правила полетов (независимые полеты); 2) MFR/Управляемые правила полетов (когда траектория полета координируется службой управления воздушным движением).
В Airbus отмечают, что в районах аэропортов службы ОрВД и UTM будут взаимодействовать, обеспечивая безопасность совместных полетов в воздухе. Также отмечается единый принцип, который актуален для UTM NASA в США, для SESAR U-Space в Европе и Japan UTM (JUTM) в Японии — это то, что услуги/сервисы в UTM предоставляются множеством компаний-участников, и их количество может масштабироваться вместе с развитием системы.
В области технологий уточняется, что для полетов по воздушным коридорам в городах могут потребоваться дополнительные навигационные датчики в целях резервирования и большей надежности системы (поскольку сигналы GPS могут быть слабыми или полностью блокированы зданиями). Также отмечается, что корректность данных GPS может быть перепроверена избыточной резервирующей системой и перекрестной сверкой данных.
«Blueprint for the Sky» охватывает широкий спектр вопросов, начиная от концепции и базовых принципов, заканчивая архитектурой и заинтересованными сторонами. Ознакомиться с документом можно по этой ссылке.
Аэротакси (eVTOL)
В инновационном центре A³, о котором мы писали выше, в 2016 году стартовал проект создания аэротакси Vahana. Это полностью электрический одноместный летательный аппарат вертикального взлета и посадки (eVTOL). Vahana Alpha совершил свой первый полет в 2018 году. На сегодняшний день аппарат выполнил уже более 80 испытательных полетов, и демонстрировался широкой аудитории.
Продолжение статьи читайте на портале Sky review.