Найти в Дзене
SOCPROB

Искусство ради Искусства

Искусство. Прежде чем начать о нём разговор, следует понять, откуда оно берётся. Безрассудно было бы говорить, что искусство - это «дар свыше», как и все социальные явления оно произрастает из условий обычной жизни, определяемых в первую очередь общей степенью развития общества, а значит степенью развития орудий труда, которыми это общество пользуется. Именно поэтому не мог появиться Микеланджело в палеолите, а Бэнкси во времена Ренессанса. Творцы во все времена творили в контексте своего времени, говорили, изображали, писали и пели то и о том, что их окружает. Отрицать это - значить идти наперекор реальности. Первобытные художники писали на стенах пещер поразительно однообразные сюжеты, посвященные своим соплеменникам, животным, на которых они охотились, а также самому процессу охоты, составляющему основу существовавшей «экономики». Г.В.Плеханов, известный русский философ, немало работ посвятивший вопросу искусства, приводит такой пример: «…Известно, что новозеландцы воспевают в некот

Искусство. Прежде чем начать о нём разговор, следует понять, откуда оно берётся. Безрассудно было бы говорить, что искусство - это «дар свыше», как и все социальные явления оно произрастает из условий обычной жизни, определяемых в первую очередь общей степенью развития общества, а значит степенью развития орудий труда, которыми это общество пользуется. Именно поэтому не мог появиться Микеланджело в палеолите, а Бэнкси во времена Ренессанса.

Творцы во все времена творили в контексте своего времени, говорили, изображали, писали и пели то и о том, что их окружает. Отрицать это - значить идти наперекор реальности. Первобытные художники писали на стенах пещер поразительно однообразные сюжеты, посвященные своим соплеменникам, животным, на которых они охотились, а также самому процессу охоты, составляющему основу существовавшей «экономики».

Г.В.Плеханов, известный русский философ, немало работ посвятивший вопросу искусства, приводит такой пример: «…Известно, что новозеландцы воспевают в некоторых своих песнях возделывание бататов. Известно, что их песни нередко сопровождаются пляской, представляющей собою не более, как воспроизведение тех телодвижений, которые совершаются земледельцем при возделывании этих растений» (Г.В.Плеханов «Французская драматическая литература и французская живопись 18 века с точки зрения социологии»).

Таким образом, мы видим, что на первобытных ступенях развития общества производство не просто как-то влияет на искусство, а полностью его определяет. Но с развитием производительных сил эта связь становится менее очевидна. Между экономикой и искусством появляются посредники: религия, государство, философия. Поэтому, начиная с античности искусство перестаёт напрямую «повторять» окружающий мир.

Однако, и религия, и философия, и институт государства точно также зависят от производительных сил, от экономического устройства. Первые религии всегда были напрямую связаны с условиями воспроизводства: у племён были тотемные звери, люди поклонялись духам природы, а мир, по верованию большинства древних народов Земли, порождался богиней-Матерью, потому как процесс производства детей - точно такой же процесс производства, как и все остальные. Государственные структуры современности сложно представить в раннефеодальной европе и абсолютно не потому что люди “не доросли” до демократии, степень экономического развития не позволяла. Демократия бы просто не заработала в тот момент. Следовательно, и искусство никогда не становится независимым, не отрывается от основы - экономических отношений.

Одновременно с выходом человека из первобытного общества, возникает деление людей сообразно их экономическому положению. Это деление закономерно находит отражение в искусстве: доступное до этого всем членам общины, оно постепенно становится всё более и более элитарным. «Высокое» искусство - скульптура, живопись, литература - достаётся небольшой прослойке, остальным же остаётся искусство фольклорное, народное.

Общество никогда не стояло на месте, производительные силы развивались, менялись экономические отношения, появлялись новые общественно-экономические формации. Рабовладельческая античность, сменилась феодальным средневековьем, за средневековьем пришло новое время… Со сменой экономических отношений менялся и состав общества - на смену рабам пришли крестьяне, а затем рабочие, а из “свободных жителей” античной Греции со временем выделилась знать, имеющая исключительное право на правительственные должности. Исчезла феодальная аристократия уже только в 19 веке, да и то отнюдь не везде.

У каждого из этих слоёв общества было своё искусство отражающее ход истории с точностью самого аккуратного летописца. Пока класс прогрессивен, полон жизни, готов к решительным действиям - полно жизни и оптимизма его искусство. Искусство же класса отживающего, клонящегося к своему закату будет находиться в упадке.

Так произошло и на закате античности. Экономический кризис, неспособной прокормить саму себя, Римской империи повлек за собой и кризис искусства. Поздняя античность не оставила после себя ничего, кроме бесконечных историй о погрязших в разврате патрициях.

Подобное же случилось и на заре нового времени, когда средневековье, с его ремесленным производством, рыцарством и верностью короне постепенно стало уходить в небытие, открывая дорогу цехам и свободному рынку. Исчезли романы о бесстрашных рыцарях, готическая архитектура вышла из моды, на их место пришел реализм и модерн.

-2

Год от года мы наблюдаем небывалый рост производительных сил. Мировой рынок объединил весь мир, сделав искусство вненациональным, мировым. Но что с этим искусством происходит, когда казалось бы оно должно взвиться выше всего что было раньше, преодолев все сдержавшие его до этого границы? Оно оказалось в глубочайшем кризисе, обозванном “постмодерном”, термином, который должен спрятать стагнацию.

Тут мы и встречаем придуманное ещё несколько столетий назад выражение: «искусство ради искусства». Идея эта возникла во времена формирования свободного рынка, полностью оформившись как доктрина к 19-ому веку. Склонность к «искусству для искусства» возникает там, где существует противоречие между творцом и окружающей его средой.

Постмодерн провозглашает антиэлитарность, пытается низвести элиту, которой раньше принадлежало искусство в массы. При этом он идёт по пути наименьшего сопротивления - ведь поднять массу до искусства намного намного сложнее. Художники всегда первыми замечают противоречия общества, их и самих не устраивает положение дел. Но и решить эти противоречия не выходя за рамки общества они не способны, потому что противоречия находятся именно в обществе. В таком случае они уходят в искусство, провозглашая его самоцелью. Но даже так, общественные отношения не перестают влиять на творца, потому как невозможно жить в обществе и быть свободным от него.

-3

От того и выходит искусство нелепое и пустое, созданное для того, чтобы быть созданным, для того, чтобы быть проданным. Такое искусство превращается из предмета культуры, предмета интеллектуального достояния человечества в товар. Потому как не может быть художественного произведения, лишенного идейного содержания, а идеи, воплощенные в искусстве - это идеи, господствующие в обществе.

Таким образом затяжной кризис современного искусства можно решить только кардинально изменив общественные устои, приведшие искусство в тупик постмодернистского отрицания самого себя.

Не оставайтесь равнодушны к проблемам общества, ведь вы его часть.