65 подписчиков

Питер Пауль Рубенс: «Воздвижение Креста»

1,7K прочитали

Величественный триптих

«Воздвижение Креста» является шедевром барочной живописи фламандского художника Питера Пауля Рубенса.

Изначально работа была установлена на высоком алтаре церкви Св. Вальбурга в Антверпене, сегодня же она расположена в Кафедральном соборе Антверпенской Богоматери.

Этот триптих (картина, состоящая из двух внешних “крыльев” и центральной панели) поистине впечатляет своими размерами - 15 футов в высоту и 21 фут в ширину.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9264/144337373.76/0_c2fd0_32e386bb_XXL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/9264/144337373.76/0_c2fd0_32e386bb_XXL.jpg

Барочный стиль Рубенса

Рубенс был одним из самых известных художников эпохи барокко, занимавший особое место в живописи и скульптуре – он выступал в качестве истинного вдохновителя католиков (к слову, этот триптих был написан менее чем через столетие после того, как Мартин Лютер бросил вызов авторитету Католической Церкви).

Возвращаясь к анализу картины, видим, что на центральной панели мастером изображен драматический момент - возведение креста распятия Иисуса Христа.

Рубенс сумел создать сильный «эмоциональный акцент» с помощью «диагональной техники» - он изобразил основание креста в дальнем правом углу картины, а верхнюю его часть - в верхнем левом углу, так, чтобы тело Христа стало «центральной точкой» композиции.

Эта диагональ многократно усиливает представление о том, что именно за сцена разворачивается в этот самый момент перед зрителем, пока мужчины изо всех сил пытаются поднять свой "груз", который кажется для них неподъемным.

Зритель физически ощущает это тревожное мгновение, ожидая завершения действия.

Центральная фигура картины – Иисус – изображен в атлетической форме, каждый его мускул буквально налит такой тяжестью, что все колоссальные усилия поднимающих Его на кресте кажутся тщетными.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/52/Peter_Paul_Rubens_-_De_kruisoprichting.JPG
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/52/Peter_Paul_Rubens_-_De_kruisoprichting.JPG

Взгляд Иисуса объясняет суть этой тяжести – он страдает за грехи других, за грехи всего человеческого мира.

На левой панели изображены святой Иоанн Богослов и Дева Мария, которые, стоя в тени скалистого выступа над ними, в скорби наблюдают за происходящим. Здесь также Рубенс использует «диагональную» технику их изображения, помещая святого Иоанна и Деву Марию в стороне от плакальщиц, что, в свою очередь, позволяет зрителю сосредоточиться именно на их реакции.

Правая панель продолжает повествование о том, как римские солдаты готовят двух воров к их судьбе, поскольку они будут распяты вместе с Христом. Один вор уже пригвозден к кресту на земле, в то время как другого со связанными руками только подводят к кресту, таща его за волосы.

«Воздвижение Креста» было первым заказом, который Рубенс получил после возвращения в Антверпен из своего путешествия по Италии, которое длилось с 1600 по 1608/9 год, где он работал в городах Мантуя, Генуя и Рим.

Учитывая его длительное пребывание в Италии, неудивительно, что на этой картине отражено «итальянское влияние» и творческое вдохновение мастера. Богатство колорита и живописная техника Рубенса напоминают технику венецианского мастера Тициана, в то время как драматические контрасты «светотени» напоминают стиль Караваджо.

И действительно, мы отчетливо видим интерес Рубенса к работам этого великого итальянского мастера, что выражается в его собственном изображении «физического напряжения» - там, где фигуры выходят за границы картинной плоскости в пространство зрителя, и в использовании диагонали.

С точки зрения мускулистости и телесности мужских фигур Рубенса, четкая связь может быть проведена с обнаженными мужчинами Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. Помимо изучения произведений прошлых и современных мастеров, мы знаем, что Рубенс также интересовался изучением классической античности (Древней Греции и Рима).

https://ka-perseus-images.s3.amazonaws.com/a7e51a1fdae75d5c9f687e3646a539aaad68a58f.jpg
https://ka-perseus-images.s3.amazonaws.com/a7e51a1fdae75d5c9f687e3646a539aaad68a58f.jpg

Божественная связь: триптих и главный алтарь

Когда «Воздвижение Креста» было помещено на главный алтарь, возникла особая связь между «предметом росписи» и «функцией» самого алтаря. Изображенный «акт воздвижения» известен в латинском языке как elevatio.

Во время мессы, совершаемой священником у главного алтаря, наступает момент, когда евхаристическая облатка (чудесным образом превращенная в Тело Христово) возвышается. Таким образом, когда прихожане поворачиваются лицом к главному алтарю, они видят сразу два «возвышения», а следовательно, алтарный образ и ритуал мессы, выполненный перед ним, визуально усиливают послание о жертве Христа во имя человечества.

Величественный триптих  «Воздвижение Креста» является шедевром барочной живописи фламандского художника Питера Пауля Рубенса.  Изначально работа была установлена на высоком алтаре церкви Св.-4

Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!