Вовсе необязательный сиквел к фильму Тима Бертона 2010 года, который мною было решено пропустить, но вовсе не из-за личного предубеждения по поводу творения, а из-за оценок публики - как критиков, так и обычных зрителей. Теперь вновь пришло время немного удивляться, что фильм уж сверх меры заклевали.
Вторая нарядная (обязательная номинация на «Оскар» за костюмы, хотя глаз радуют не только они) диснеевская Алиса снята уже не с Тимом Бертоном в режиссерском кресле (теперь он только продюсер) - вместо него Джеймс Бобин (ничего криминального в его фильмографии), но на месте сценариста осталась Линда Вулвертон, ответственная за множество прекрасных и неплохих диснеевских сказок последних тридцати лет - такая же сказка, в основном для девочек, довольно современная, выходит вполне складной, годной и здесь.
«Алиса в Зазеркалье» имеет отношение к Льюису Кэрроллу в несколько раз меньше, чем первый фильм, имеющий весьма мало отношения к Льюису Кэрроллу. Принятие этого достаточно нейтрального факта нашего сурового времени должно произойти перед зрителем ещё перед нанесением визита в здешний мирок. Куда существеннее сравнение относительно как раз первого фильма, всё же это, пускай и мягкий, но прямой сиквел. И тут стоит всё признать: вторая картина несомненно слабее, как цельное красивое художественное произведение, как история, которая должна стоять на своих ногах - типичные проблемы эксплуатации не вымученного, но натянутого сиквела едва ли можно не заметить. Алиса, в исполнении заметно довзрослевшей Мии Васиковской, стала капитаном и теперь бороздит буйные моря, но по возвращению домой сталкивается с куда более приземленными проблемами, которые снова становятся поводом для погружение в уже знакомый фэнтезийный мир. В нём соответственно появились некоторые новые свои кривозеркальные элементы (например, физическое и философское Время, на роли которого органично не хуже погрустневшего Шляпочника Джоннни Деппа идиотски блистает Саша Барон Коэн). Конечно, можно было бы наверное ожидать, что Алиса за шесть лет (между первой частью и второй) плавания по-настоящему повзрослеет, но это даже не «Гарри Поттер», и вторая часть, возможно из-за отсутствия Тима Бертона (очень взрослого ребенка в кубе), выглядит даже ещё более детской - как минимум в том, что касается безумия. Впрочем, говорить о том, что дух первого фильма был утрачен, нельзя. Экстремально красочное и одновременно по-голливудски не только прямолинейное в образах и идеях, но и серое исполнение вставляет палки в колеса по-прежнему обворожительной изобразительной и юмористической части фантазии, в результате чего, например, финал с прощанием почти не срабатывает должным образом. Но возможно, что требовать большой эмоциональной связи в данном случае - это нелепо высокий запрос. А кино останется забавным, захватывающим, местами колким, умным, добрым, находчивым, не таким уж и коммерчески пошлым неполноценно сюрреалистическим приключением. Крепко средним, а ближе к финалу даже теплым и приятным, по меркам современного продуктового ассортимента (даже если чисто от одного лишь Disney) уж точно достойный итог. Только при этом важно, чтобы было исполнено пожелание Времени к Алисе: "Прошу тебя, не возвращайся".