Как и раса и расизм, социальное неравенство, вызванное социально-демографическими (и зачастую менее поддающимися изменению) факторами, такими как класс, иммиграционный статус, пол, сексуальная ориентация и инвалидность, также влияет на неравенство в области здравоохранения и здоровья.
Одним из примеров того, как концептуально определить воздействие этих менее поддающихся изменению факторов на здоровье, является концепция Региональной инициативы по неравенству в области здравоохранения, которая была разработана местными департаментами здравоохранения. В этой связи особое внимание уделяется рассмотрению "учета вопросов здравоохранения во всех стратегиях", что представляет собой совместный подход к улучшению здоровья всех людей путем включения вопросов здравоохранения в процесс принятия решений в различных секторах и областях политики.
Институциональная политика и нормативные акты корпораций и предприятий, государственных учреждений, школ и некоммерческих организаций могут усугублять или улучшать социальное неравенство посредством улучшения условий жизни населения (например, физических, социальных, экономических условий, условий труда и услуг); институциональной политики, включая налоговую политику, жилищную сегрегацию, студенческие квоты, политику зонирования, политику образования, иммиграционную политику и политику в отношении брака. Один из упреждающих подходов к достижению справедливости в сфере здравоохранения заключается в решении вопросов, связанных с учреждениями и их влиянием на условия жизни.
Потенциальный модератор/посредник - социальный капитал: Хотя определения различаются, под социальным капиталом понимаются институты, отношения и нормы, которые определяют качество и количество социальных взаимодействий в обществе в целом.
Концепция социального капитала может быть деконструирована на связь (отношения между членами семьи или хорошими друзьями, которые включают социальную поддержку и/или общую социальную идентичность), наведение мостов (отношения между людьми, которые более слабо связаны и имеют различную социальную идентичность, такими как члены спортивного клуба), и связь компонентов (отношения, которые характеризуются различиями во власти, такими как работодатель/работник), а также структурные (участие в групповых мероприятиях) и когнитивные компоненты (социальная сплоченность).
Имеются свидетельства, демонстрирующие взаимосвязь между различными показателями социального капитала и здоровья, а также некоторые свидетельства того, что социальный капитал является посредником между неравенством доходов и здоровьем.
В одном из обзоров было установлено, что объединение и объединение социального капитала, такого как социальная поддержка, социальная сплоченность по соседству, близкие друзья и эмоциональная поддержка со стороны членов семьи, может смягчить некоторые негативные последствия нищеты для здоровья и может снизить уязвимость людей, занимающих более низкие позиции в социальной лестнице.
Однако определенные виды социального капитала могут принести пользу здоровью только тех, кто имеет достаточный экономический капитал для доступа к достаточному социальному капиталу и может нанести ущерб здоровью тех, кто исключен из соответствующих сетей (например, бедные матери менее здоровы в более богатых районах по сравнению с менее зажиточными районами).
Управление и здравоохранение
Комиссия Всемирной организации здравоохранения по социальным детерминантам здоровья (КСРЗ ВОЗ) собрала глобальную базу данных о том, что можно сделать для сокращения неравенства в области здравоохранения, продемонстрировав, что правильно проведенная экономическая и социальная политика может способствовать укреплению здоровья и справедливости в сфере здравоохранения.
Они пришли к выводу, что между регионами, между странами и внутри стран существует явное неравенство в области здравоохранения и что для уменьшения этого неравенства необходимо уделять внимание несправедливому распределению власти, денег и ресурсов, а также условиям повседневной жизни. В одном из обзоров была рассмотрена роль механизмов управления и результаты в области здравоохранения в странах с низким и средним уровнем дохода и установлено, что взаимосвязь между механизмами управления и здравоохранением варьируется (прямая, модифицированная, умеренная и смешанная).
Качество государственного управления (например, верховенство права, эффективность государственного управления, воспринимаемый уровень коррупции) позитивно ассоциируется с ожидаемой продолжительностью здоровой жизни, ожидаемой продолжительностью жизни при рождении и состоянием здоровья, о котором сообщают сами, и негативно связано с детской и материнской смертностью.
Государственные расходы на борьбу с детской смертностью оказывают более сильное воздействие на сокращение детской смертности в странах с более низким уровнем коррупции и высоким институциональным потенциалом. Более высокий уровень демократии снизил влияние неблагоприятной экономической и торговой политики (пагубное воздействие экспорта, многонациональных корпораций, международных кредитных учреждений) на уровень младенческой смертности.
Четырьмя механизмами, с помощью которых управление может влиять на здравоохранение в этих странах, являются
- - децентрализация системы здравоохранения, позволяющая реагировать на местные потребности и ценности;
- - разработка политики в области здравоохранения, обеспечивающей согласование и расширение прав и возможностей различных заинтересованных сторон;
- - расширение участия общин;
- - укрепление социального капитала.
В целом эмпирическая литература, связывающая управление со здравоохранением, является относительно скудной, как на национальном уровне, так и за рубежом, политика, ведущая к улучшению социальных условий, такая как политика мобильности в жилищной сфере, доплаты к доходам, академическая успеваемость детей младшего возраста.