В Международной конференции по водоподготовке и водным режимам (МКВВР) ведутся дебаты по вопросу о том, какую роль крупные киты играют в экосистеме и следует ли рассматривать их в качестве конкурентов рыбопромысловых ресурсов, морских ресурсов, подлежащих добыче, или основных элементов здоровых морских экосистем. Исторические и культурные ценности будут в значительной степени влиять на перспективы в этой области, однако современная наука в подавляющем большинстве случаев поддерживает мнение о том, что киты играют важную регулирующую роль в морских экосистемах. Хотя у некоторых вызывает соблазн верить, что киты едят рыбу, и поэтому меньшее количество китов оставляет больше рыбы для потребления человеком, некоторые исследования и многочисленные научные встречи в течение многих лет показали, что "нет четкой и прямой связи между хищничеством морских млекопитающих и потенциальным выловом рыбы". Научный комитет МКВВР в 2003 году пришел к выводу, что в настоящее время
"ни одна система не позволяет нам, с точки зрения наличия данных и разработки моделей, предоставлять количественные рекомендации по управлению воздействием китообразных на рыболовство...".
Люди несут исключительную ответственность за растущий дефицит рыбных и других продовольственных ресурсов. Доказано, что киты играют важную роль в поддержании здоровых морских экосистем. Помимо различных биологических, биофизических и биохимических свойств китов, они обладают присущей им культурной и биологической ценностью и могут оказывать экосистемные услуги и укреплять экономическую безопасность прибрежных сообществ за счет их потенциала экотуризма.
С момента начала баскского китобойного промысла около 1000 года нашей эры, по оценкам, 66-90% всех китов были удалены из глобальных экосистем. В то время как численность некоторых популяций китов увеличивается до 6, общее количество крупных китов и их совокупная биомасса все еще оценивается лишь в 15% от того, что было до китобойного промысла. Предполагается, что голубые киты составляют лишь 1% от их довоенной численности.
Некоторым представляется заманчивым полагать, что такое резкое сокращение численности китов и биомассы приведет к избытку морских ресурсов для промысла человека. Однако этот аргумент никогда не подвергался научному анализу. Даже в очень немногих случаях, когда добыча крупных китов пересекается с коммерчески ориентированными морскими ресурсами, есть много причин, по которым сокращение численности китов не приведет к увеличению промысловых уловов.
ИНЖЕНЕРЫ ЭКОСИСТЕМ
Все больше исследований показывают, что киты играют важную роль в качестве инженеров экосистем, поддерживая здоровые экосистемы таким образом, что они выходят далеко за рамки простых отношений хищник - добыча.
Железо и Азот
Железо (Fe) и азот (N) ограничены в морских экосистемах, но необходимы для жизни растений и животных на всех уровнях пищевой цепи. Эти элементы должны располагаться на поверхности океана, где они могут стимулировать первичную продуктивность путем фотосинтеза. Многие киты кормятся на глубине, но испражняются и мочатся на поверхности, играя тем самым решающую роль в переносе этих ограничительных питательных веществ. Этот вклад превышает их расчетное потребление, тем самым повышая, а не ограничивая продуктивность океана и промысловые уловы. Этот процесс также помогает бороться с изменением климата и глобальным потеплением, поскольку углерод поглощается и поглощается в процессе фотосинтеза.
Исчезновение главного хищника может нарушить пищевую сеть.
Морские экосистемы бесконечно сложны, и пути, связывающие китов и промысловую рыбу, связаны с мириадами других видов и морских процессов. Некоторые исследователи обнаружили, что вместо того, чтобы добывать излишки рыбы, крупномасштабное изъятие китов из экосистем связано с разрушением экосистемы и "трофическими каскадами", которые воздействуют на несколько видов, а в некоторых случаях приводят к разрушению экосистемы.
Например, в северной части Тихого океана из-за нехватки тюленей после китобойного промысла косатки, которые раньше питались крупными китами, переключились на более мелких морских млекопитающих, таких как тюлени, морские львы и выдра. Морские выдры контролируют популяции ежа, которые, если их не контролировать, могут уничтожить дно ламинарии. Водорослевые леса являются важным питомником для нескольких видов рыб, и их исчезновение может оказывать значительное каскадное воздействие на (промысловые) рыбные запасы. Считается, что аналогичные охотничьи и трофические каскады также имели место в Южном полушарии.
Киты способствуют вертикальному смешиванию питательных веществ в толще воды за счет погружения и выпахивания, а также за счет "вспашки" морского дна и взвеси питательных веществ при кормлении дном.
Кроме того, из-за большой массы тела тюлени хранят большое количество углерода, как при жизни, так и когда их туши тонут после смерти. По оценкам, крупные тюковые киты в настоящее время задерживают меньше углерода, чем в довоенную эпоху.
Эти статистические данные ясно показывают, что люди, а не киты, несут ответственность за растущий дефицит рыбопромысловых ресурсов. Ведущей причиной антропогенной смертности китообразных остается рыбный прилов, в результате которого ежегодно погибает, по оценкам, не менее 300 000 китообразных.