Найти в Дзене

Религии в Адыгее: какие народы и верования соседствуют в регионе

Карта Краснодарского края и Республики Адыгея // фото из открытых источников
Карта Краснодарского края и Республики Адыгея // фото из открытых источников

"Кавказ Пост" рассказывает о религиозной мозаике небольшой, но колоритной республики

Республика Адыгея (адыг. Адыгэ Республик; краткое название: Адыгея) — субъект Российской Федерации, республика, входящая в состав Южного федерального округа и Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Майкоп.

Образована 27 июля 1922 года как Адыгейская (Черкесская) автономная область на территории Майкопского и Екатеринодарского отделов Кубано-Черноморской области, в августе 1928 года была переименована в Адыгейскую автономную область, 3 июля 1991 года преобразована в республику Адыгея.

Единственный регион России, расположенный внутри другого региона — территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края.

Художественное изображение бога Тхьа // из открытых источников
Художественное изображение бога Тхьа // из открытых источников

Важным элементом адыгской религии является культ душ предков (Псэ). Именно предки следят за своими земными наследниками, оценивают и наказывают их.

В загробном мире Хьэдрыхэ души испытывают муки или удовлетворение за свой жизненный путь перед собой и перед лицом предков.

Поэтому задачей земного существования человека является совершенствование духа — сохранение чести (Напэ), проявление сострадания (Гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (Псапэ), что, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет душе человека после смерти присоединиться к душам предков с чистой совестью (Напэ Хужькlэ).

В наше время, по данным на 2012 год, традиционную адыгскую религию исповедуют около 1% населения республики.

Соборная мечеть (г. Майкоп) // фото из открытых источников
Соборная мечеть (г. Майкоп) // фото из открытых источников

Вера Мухаммада в Адыгее


До XVI века в религиозных представлениях адыгских племен доминировало христианство и народные верования, но затем все изменилось...

Мусульманская религия начала активно проникать в земли адыгов, со времен возвышения Османской империи в XV-XVIl веках. В те годы турки-мусульмане подчинили себе все земли вокруг Черного моря, фактически, превратив его в свое "внутреннее озеро".

Первыми ислам из адыгских племен приняли жители Черноморского и Азовского побережья. Вторыми ислам приняли адыги в степях и предгорьях Северного Кавказа. И последними стали убыхи, шапсуги и абадзехи, которые занимали наиболее высокогорные части Северо-Западного Кавказа.

Сведения о приоритете мусульманской религии среди адыгских племен впервые появляется в первой половине XVII века.

«Одни из них магометане, — сообщает Джиованни Лукка, — другие следуют греческому обряду, но первых больше».

К началу же XIX века абсолютное большинство адыгских народов стали приверженцами ислама.

Согласно переписи населения 2010 года "этнических мусульман" в республике насчитывалось около 27 % от всего населения, в том числе: адыгейцы (25%), курды (1,1%), татары (0,6%), азербайджанцы (0,4%). Однако фактически исповедующих ислам в регионе около 12 %.

Троицкий кафедральный собор в Майкопе (РПЦ МП) // фото из открытых источников
Троицкий кафедральный собор в Майкопе (РПЦ МП) // фото из открытых источников

Христианский след

Христианские источники указывают Зихию (адыгские земли), как объект проповеди апостола Симона Кананита. С VI века восточное христианство крепко утверждается в адыгских землях, где и существует до крушения Византийской империи.

Кроме того, свою религиозную активность проявляли и католические проповедники. Первые католические миссионеры пришли на Кавказ в XII веке вместе с генуэзскими торговцами, которые основали немало колоний на черноморском побережье, среди них: Матрега (совр. станица Таманская), колония-крепость Копа (нынешний Славянск-на-Кубани), Мапа (Анапа) и Бата (Новороссийск).

Проповедники из Италии обратили в католичество некоторых адыгов, община которых существовала до XVII века.

На 2012 год около 63 % населения республики составляли русские, украинцы, белорусы и греки,
при этом православными являются приблизительно 36 % от всего населения региона.

Конечно же главной православной структурой является Майкопская и Адыгейская епархия РПЦ МП.

Из наиболее значимых культовых сооружений действуют Свято-Михайловская Закубанская мужская Афонская общежитийная пустынь и два его подворья (в селе Хамышки и станице Безводной), женский монастырь во имя Иверской иконы Божией матери. Функционирует Троицкий кафедральный собор в Майкопе и Успенский собор.

Свято-Михайловская Афонская пустынь // фото из открытых источников
Свято-Михайловская Афонская пустынь // фото из открытых источников

Кроме того, около 3,5% населения региона являются этническими армянами. Верующие, в основном, относятся к Армянской апостольской церкви.

Действуют два прихода епархии Юга России в Майкопе (Церковь Святого Воскресения) и в хуторе Пролетарском.

Впервые армяне обосновались на территории современной Адыгеи во второй половине XIX столетия. Это были выходцы из Новой Нахичевани, Крыма и областей Западной Армении, а также амшенские армяне из городов Трабзон, Орду, Самсун на южном побережье Черного моря, бежавшие из Османской империи от массовых армянских погромов.

Бывшая церковь Святого Воскресения, ныне филиал музея Востока// фото: wikipedia.org
Бывшая церковь Святого Воскресения, ныне филиал музея Востока// фото: wikipedia.org

Церковь Святого Воскресения была построена в 1912 году.
Храм изначально был двухэтажным, в стиле
провинциального модерна. В советское время был радикально перестроен для хозяйственных нужд.

Современная армянская церковь Сурб Арутюн (г. Майкоп)// фото: 2pos.ru
Современная армянская церковь Сурб Арутюн (г. Майкоп)// фото: 2pos.ru

Однако религиозное разнообразие республике на этом не заканчивается...

(<1%) - старообрядцы (РПСЦ и Поморская церковь), (<2%) - протестанты (баптисты, пятидесятники, лютеране, адвентисты, свидетели Иеговы), (<1%) - римо-католики.

Рисунок реализованного римско-католического костела в Майкопе // фото: ru-cath.livejournal.com
Рисунок реализованного римско-католического костела в Майкопе // фото: ru-cath.livejournal.com
Современный вид бывшего костела // фото: on-walking.com
Современный вид бывшего костела // фото: on-walking.com

И напоследок отметим, что верят в высшие силы (вне какой-либо религии) около 30%, атеистами являются 9%.

Статистические данные:

- Всероссийская переписи населения 2010 года
- Арена (Атлас религий и национальностей России) // Исследовательская служба "Среда"

Евгений Вышегородский




Кавказ ПостНовости и аналитика по Кавказу. Свободно обо всем.