27 сентября в Институте физиологии им. И.П.Павлова (Колтуши) открылась обновленная экспозиция Музея под названием "Новая антропология".
Год назад стартовал этот уникальный эксперимент по созданию объектов технологического искусства, в котором участвовали ученые института физиологии и 16 художников из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
В результате работы получилось 15 художественных проектов: объекты Art&Science; иммерсивные инсталляции; произведения медиа-арта и саунд-арата.
Действующая экспозиция расположилась в помещении, так называемой, «Старой лаборатории». Здание всегда привлекало внимание, как местных жителей, так и гостей Павловских Колтуш. Нетривиальная архитектура в стиле конструктивизма – надписи, в числе которых: «Наблюдательность и наблюдательность» будоражили воображение гостей, заставляя их заглянуть за массивную, часто закрытую, дубовую дверь.
О том, что в этом необычном строении находится музей, мало кто догадывался, попасть можно было по предварительной записи или в составе туристических групп.
Кстати, квартира знаменитого нобелевского лауреата располагалась именно тут, на втором этаже, где он проживал со своей семьей с 1933 по 1936 гг. В находящийся рядом, сгоревший в 2017 году «Дом Павлова», ученый так и не успел переехать.
Поэтому, по праву можно сказать, что лаборатория самое что ни есть историческое место, пронизанное энергетикой деяний ученых, духом ушедшей эпохи.
Чтобы понять и осознать новую технологическую новомодную экспозицию, желательно пойти от первоисточника. А именно: посетить музей на втором этаже, где подробно и увлекательно рассказывают не только от жизни и личности самого Ивана Петровича, но и о его коллегах, деятельности биостанции, вивария и наукограда от создания до наших дней.
В экспозиции фотографии, картины, личные вещи, сохранившиеся со времен создания научного городка.
Отличительная особенность помещений – их аутентичность, зритель словно переносится на сто лет назад. Здесь и белая кафельная квадратная плитка и деревянные светлые шкафчики со стеклянными вставками, и металлические массивные раковины. Именно в них мыли когда-то пробирки после опытов.
Вся эта атмосфера подлинного антуража сохранена и на первом этаже – где сегодня появились технологичные инсталляции будущего. А ведь еще несколько лет назад здесь продолжали проводить эксперименты и опыты!
Этот контраст действует как двойной удар. Вообще вся новейшая Art&Science экспозиция требует подготовленности и вдумчивого осмысления.
Недаром художники провели над созданием образов так много времени, потому что каждый объект не выдуманная, а реальная история, взятая из научных экспериментов, в том числе, начатая от обезьян и собак и заканчивая пчелами и мухами дрозофилами.
В пределах газетной статьи вряд ли есть целесообразность описывать все арт-объекты.
Почти все они требуют пояснений и демонстраций, сопровождающих музейных и научных сотрудников, а иначе Вы просто увидите нечто непонятное из никеля или хрома; матрицы; клавиши и прочую какофонию из света и звука.
Впрочем, есть и вполне понятные для восприятия, например, фантомные картинки, появляющиеся на фоне реального крана с льющейся водой.
На непосвящённых, как шок, воздействует объект «Ожидалка». На самом деле не все так страшно, собак в институте никто не мучал – они были полноправными «сотрудниками» коллектива ученых и лаборантов. На эксперименты они приходили практически как на работу, и надо отметить, что их лепта позволила сделать важные для всего человечества открытия. «Ожидалка», прежде всего, отдает дань памяти и почета братьям нашим меньшим.
Не менее интересна и вторая часть серии «Ожидалка» - это место мысли и созидания ученых. Не торопитесь: здесь не достаточно беглого взгляда. За каждым столом, с помощью наушников, можно погрузиться в мир жизни уникальных личностей.
Покидая эту комнату, невольно хочется одернуть занавеску, за ней размытый двигающийся силуэт. Это аллегория будущего – мы уже понимаем, куда движемся, но еще не видим всей картины целиком.
Выставка приоткрывает для обывателей непостижимый и многогранный мир науки, а творчество Art&Science художников даёт возможность визуализировать и облечь в некую осязательно-обонятельную форму процессы неподвластные для нашего восприятия.