45 подписчиков

Осторожно! Развивающие занятия

Почти каждая молодая мама сталкивается когда-нибудь с этим вопросом: достаточно ли я развиваю своего малыша? Достаточно ли читаю ему? Хватает ли ему развивающих игрушек?

К сожалению, агрессивный маркетинг в сфере "мать и дитя" еще больше подстегивает тревожность мам, постоянно напоминая, что без определенных игрушек или занятий дети развиваются неполноценно, что малышу обязательно нужно знать... (за этими словами обычно следует огромный перечень, читая который, мамы хватаются за голову).

Было такое с вами?

А еще добавим сюда интернет, в котором одни мамы, выставляя напоказ красивые картинки (часто отражающие семью только с одной, лучшей стороны), хвастаются успехами своих малышей. Добавим подруг, у которых дети знают английский алфавит и цифры в два года. Старшее поколение, убеждающее, что в те же два вы сами читали Барто наизусть. И увидим, что на молодых мам давление очень сильно.

А дома - тысяча дел, которые мама первенца не всегда знает как организовать. И вот на глаза маме попадается реклама развивающих занятий...

Друзья, я сама мама. И сама педагог-психолог. И вела эти развивающие занятия много лет, знаю всю эту систему изнутри. Поэтому хочется предостеречь вас: дорогие мамы, будьте осторожны! При всех плюсах, рынок детских развивающих занятий - это золотая жила для детских клубов, многие из которых только благодаря им и выживают. Это ярмарка родительских амбиций, когда так хочется видеть своего малыша успешным. И палка о двух концах - либо, действительно, - потрясающий способ отдохнуть от рутинных будней, получить заряд бодрости и хорошего настроения, узнать интересные игры, пообщаться с другими мамами и просто поиграть со своим ребенком. Либо, в случае, если занятия построены и ведутся непрофессионально - они даже не полезны. Давайте обо всем по-порядку.

Почти каждая молодая мама сталкивается когда-нибудь с этим вопросом: достаточно ли я развиваю своего малыша? Достаточно ли читаю ему? Хватает ли ему развивающих игрушек?

Опасности, которые могут нести некачественные развивающие занятия:

  • искусственное ускорение темпа развития ребенка, когда ему навязываются понятия, до которых он еще не дорос и не открыл сам. Сюда же относятся игры не по возрасту. Это вызывает "кашу" в голове, ребенок рано теряет интерес к пособиям, которые у него пока что не получаются.
  • Быстрая череда сменяющих друг друга заданий. Все педагоги опираются на то, что концентрация внимания малыша небольшая, и конечно, чередуют виды деятельности. Но они должны быть чем-то объединены, и не сложной идеей "помочь мишке совершить путешествие, чтобы увидеть весь мир" (такие сюжетные связки понятны детям лет от 4). Гораздо эффективнее, подчеркивают все современные педагогические подходы, - глубокое исследование разных функций одного и того же материала. Одна игра с бусинами может перейти в другую, - деятельность переключится, а материал (бусины) будет изучаться ребенком с совсем другой стороны. А вот если после паззлов малышу через минуту предлагают шнуровку, а еще через минуту - пластилин, то это занятие будет формировать только клиповое, фрагментарное мышление и поверхностное представление о материале.
  • Принуждение малышей участвовать в общих играх, которые им неинтересны. Конечно, на развивающем занятии обязанность педагога - создать интересную атмосферу и построить игровой процесс, к которому захочется присоединиться. Но заставлять детей участвовать категорически нельзя никому - ни педагогам, ни мамам. Можно увлекать малышей своим примером, предлагать игру в том виде, каком предлагает педагог, или чуть другом (вы же лучше знаете своего ребенка); отвлечься на то, что интересно ребенку, побыть с ним и снова ненавязчиво попробовать присоединиться к общей игре. А иногда приходится и вовсе уйти, если занятие ребенку категорически неинтересно, такое тоже бывает.
  • Недопустимое поведение педагога: педагог сравнивает успехи и/или поведение других детей, повышает голос, заставляет родителей делать что-то по команде, без возражений, либо, наоборот, не управляет процессом, перекладывая ответственность на родителей.
  • Большое количество игр в одном занятии. Да, игры должны быть разные. Они должны меняться. Но общее их число на 30-минутном занятии не должно превышать 6-7, а лучше еще меньше. Иначе у ребенка будет возникать эмоциональное и интеллектуальное перенасыщение, он будет уставать.
  • Навязывание ребенку "правильного" способа игры с предметами или творческими материалами. Педагог может показывать разумный и удобный способ, хорошо, если не один. Но вы не должны заставлять ребенка делать именно так. Очень полезно будет найти несколько способов игры, потренировать в ней разные навыки.
  • Воспитывание в родителях ожидания от детей блестящих результатов на занятиях. Иными словами, педагог делает акцент на результатах детей, которые видны, и родители излишне восхищаются результатами, начинают их постоянно требовать от детей, к тому же расстраивая тех родителей, дети которых не демонстрируют явного прогресса. Все дети разные, одни на занятиях молчат месяцами, а потом дома вдруг начинают петь песенку с занятий. Но все хотят, - и все заслуживают, - чтобы любили их не за песенку, а просто так.
  • Если творческая работа предполагает длительные последовательные действия с пластилином, бумагой, чаем, еще чем-то и ребенок не хочет делать все по-порядку, значит, эта работа ему не по возрасту! Упростите задачу, сделайте часть действий сами, оставив ребенку его любимое - красить кисточкой/клеить/сыпать. Не попадайтесь на уловки педагогов, которые хвастаются потрясающими работами полуторагодовалых детей. Пусть рисунок будет не очень красивым, чтобы повесить его дома на стену, зато он будет выполнять свою главную задачу - развивать ребенка в процессе создания.

Почти каждая молодая мама сталкивается когда-нибудь с этим вопросом: достаточно ли я развиваю своего малыша? Достаточно ли читаю ему? Хватает ли ему развивающих игрушек?-2

Все эти опасности не так бросаются в глаза, ведь при посещении детского центра сначала многие замечают яркие, дорогие пособия, комфорт и чистоту в помещении. Это первостепенно, но также важно и то, кто будет играть с вашими детьми. Не все из них не то что не имеют санитарной книжки, но и даже профильного образования для работы с детьми. Порой крупные сетевые центры набирают в педагоги молодых девушек без опыта работы, просто дают им свои конспекты и материалы для ведения занятий. А ведь работа с детьми - очень тонкая и глубокая, требует большого внимания, эмоциональной отдачи, педагогического таланта, креативности и навыков рефлексии, что происходит на занятии в каждый момент времени.

Поэтому при выборе детского центра ищите в первую очередь хорошего педагога. О том, какие бывают хорошие педагоги, я писала в этой своей статье. А о том, как можно воспитать ребенка БЕЗ школ развития, напишу в следующей.

Скажите, а у вас был неудачный опыт развивающих занятий?