Найти тему
Человек и ВездеХод

Морская болезнь. Проверка на прочность яхты и экипажа

Судовой журнал. Яхта Camaro, модель Shipman 28, шведской постройки
Вчера в 17:00 вышли из Стокгольма, прошли шлюзы. Не работали ходовые огни, два часа занимались ремонтом
6:00 - встретил закат на вахте, пора будить ребят. Впереди 60 миль до острова Кокар. Штиль, сейчас начало раздувать

Второй день нашего перехода из Швеции в Россию, я помогаю двум ребятам из Москвы. Отстоял ночную вахту, провел яхту узким фарватером из Стокгольма до открытого моря. Впереди нас ждал целый день шквалистого встречного ветра и волн, который оказался проверкой для ребят, ведь они были впервые в море. Да и о яхте мы узнали много нового.. Но, обо всем по порядку

Балтика
Балтика

Когда осталось совсем немного до выхода в море, я разошелся с большим пассажирским паромом. В сумерках раннего утра он светился как рождественская елка

Влад и Саша проснулись, разрушая остатки сна утренними процедурами. Я допил свой стакан кофе и передал управление. Теперь мне предстояли четыре сладких часа сна после вахты

А вот и пассажирский лайнер. И как они проходят таким узким фарватером?
А вот и пассажирский лайнер. И как они проходят таким узким фарватером?

До этого момента ребята толком не ходили под парусом, и подобный переход для них впервые. Поэтому я и торопился пройти ночью сложный участок, чтобы теперь, выйдя на открытую воду, Владу и Саше было легко контролировать обстановку. Хорошо, что ветер был слабым, и лодка неплохо шла по ровной воде со скоростью пять узлов(10 км/ч)

Нужно было всего лишь идти по прямой до острова Кокар, который расположен как раз по пути в Выборг. По моему плану мы должны были там пополнить запасы топлива и передохнуть

Я забрался в спальник и заснул под ровный гул мотора. По прогнозу ветер должен начаться ближе к обеду, поэтому можно спокойно поспать, пока яхта идет по ровной воде. Оказалось, я слегка ошибался, точнее ошибался мой прогноз..

Рассвет в море
Рассвет в море

Перед тем, как окончательно погрузиться в сон, я попросил ребят приготовить кашу и кофе к моменту моего пробуждения, т.к. я не позавтракал, очень уж хотелось спать(больше чем есть, на тот момент)

Я давно хожу под парусом, поэтому всегда чувствую яхту, даже когда нахожусь внутри, и даже когда сплю. Ребята держали курс на Кокар, а я видел сны и ощущал, как лодку качает от носа до кормы. Я тогда еще подумал: "море все-таки, поэтому волны большие"

Если бы что-то нештатное произошло, то ребята разбудили бы меня, поэтому я продолжал восстанавливать силы. Оказалось, не зря, они мне еще пригодятся

Тучки
Тучки

Прозвонил будильник, и я открыл глаза. На столе, который на Shipman 28 является еще и ступеньками в каюту, стояло три порции каши, заваренной кипятком, а на плите дымился чайник. Я мысленно поблагодарил парней и стал одеваться, яхту раскачивало довольно сильно, но это не помешало моим сборам

Я вышел на палубу и быстро оценил ситуацию. Яхта шла четко против ветра, который раздул до 10-12 м/с, на первый взгляд, да еще и волны то и дело встречались с нашим форштевнем(передняя часть носа яхты) Двигатель вроде бы работал, но скорость была всего три узла. При такой скорости мы бы пришли в Кокар к следующему утру. А это совершенно не входило в мои планы. Поэтому мы поставили паруса и начали лавироваться против ветра и волн(идти зигзагами, елочкой)

А ветер все крепчал
А ветер все крепчал

Я поел, а Саша и Влад отказались от каши, да и вообще от еды. Их немного прикачало с непривычки. Влад вообще мог сохранять нормальное состояние только стоя на палубе и держась за ахтерштаг, но вскоре я все-таки заставил его сесть в целях безопасности

В таком состоянии люди становятся вялыми, как будто вековая усталость накатывает разом, поэтому нужно быть максимально аккуратным. Саша пошел спать, а Влад сидел около рубки и тоже пытался дремать. В это время ветер все больше раздувал, поэтому пришлось зарифить грот(убрать часть основного паруса)

После пары часов лавировки я понял, что сильного продвижения вперед у нас нет. Ветер дует ровно от пункта назначения, поэтому галсы равнозначные, и как бы яхта ни шла, все равно волны помогают ей дрейфовать в обратную сторону

Доливать топливо на волнах совсем неудобно. Как на человека влияет морская болезнь, можно понять по Владу, сидящему рядом. Он очень хотел мне помочь, но тело отказывалось
Доливать топливо на волнах совсем неудобно. Как на человека влияет морская болезнь, можно понять по Владу, сидящему рядом. Он очень хотел мне помочь, но тело отказывалось

Я оценил время и расстояние. Решил убрать паруса и пойти под двигателем. Пока ребята прикачивались, приходилось все делать самому. Это нормально, такая уж работа у капитана(иногда бывает)

Двигатель неплохо разогнал лодку, даже против волн мы шли пять узлов, а иногда и шесть. Около часа я держал нужный курс, но в какой-то момент скорость начала резко падать, до четырех, а потом и до трех узлов. Мы находились в открытом море, поэтому волны были довольно высокими, они так и хотели развернуть яхту и остановить наше продвижение

А пока я изучал вход в бухту Кокар - Хелсо
А пока я изучал вход в бухту Кокар - Хелсо

Похоже, у нашего двигателя какие-то проблемы с подачей топлива. Но проверить или даже посмотреть я не мог, т.к. пока я один управлял яхтой. У нас был автопилот, но очередная волна залила контакты и он отказался работать(странное расположение разъема.. но, как есть)

Итак, ситуация была следующая: мы где-то в открытом море, до острова Кокар еще тридцать миль, а это около семи часов хода(если по прямой), встречный ветер все усиливается, команда не может(временно) выполнять свои функции, яхту качает из стороны в сторону, двигатель барахлит. Отличное приключение!
У меня было два варианта:
  • повернуть на девяносто градусов и уйти попутным курсом в Мариехамн(главный и единственный город Аландских островов), но это еще крюк в сорок миль, а нам надо за неделю дойти до Выборга
  • идти на Кокар ожидая ослабления ветра и того, что двигатель не загнется и команде станет получше

Одно я знал наверняка: вечером надо встать в какую-то марину. Во-первых, чтобы проверить двигатель и разобраться на лодке, во-вторых, чтобы команда немного отдохнула. А то у них получилось так: первый выход и сразу в шторм(если можно его так назвать)

Размышления в море..
Размышления в море..

Я решил идти на Кокар. Заводил мотор и продвигался вперед, когда скорость падала, я ставил паруса и шел галсами. Не так быстро, зато спокойно. Таким способом наша яхта постепенно приближалась к острову

Когда до бухты оставалось около пятнадцати миль, я подумал: "теперь точно дойдем.." Ветер начал стихать, Саша проснулся, повеселевший и бодрый вышел он на палубу и предложил перекусить. А я из тех, кто не отказывается от еды, тем более после целого дня в море

Влад тоже открыл глаза и сказал, что ему уже гораздо лучше. В этот момент выглянуло солнце, не хватало еще какой-нибудь бравой музыки...

Убираем паруса, ребята взбодрились
Убираем паруса, ребята взбодрились

Парни немного прибрались, уложили паруса и шли под мотором, покрывая милю за милей. Но, на море никогда нельзя давать точные прогнозы на свой приход. Двигатель опять начал капризничать и работал еле-еле, так, что скорость упала до двух узлов

Ну ничего, не даром у нас парусная яхта! Стаксель(передний парус) взмыл вверх и мы продолжили движение. Грот(основной парус) я не стал ставить, т.к. еще совсем недавно ребята с таким усердием его убирали. А нам оставалось идти совсем немного

Ветер начал опять подниматься и заходить сбоку. Поэтому я направил яхту точно ко входу в бухту. Остров уже был отлично виден. Мне посоветовали встать в бухте Хелсо. Еще в июле, когда я организовывал путешествие по Аландским островам, я познакомился с финном, который поделился со мной своими знаниями местных бухт, островов и стоянок

Решил запечатлеть момент радостного осознания, что мы все-таки успеем до захода солнца
Решил запечатлеть момент радостного осознания, что мы все-таки успеем до захода солнца

Для нашей небольшой яхты хватило места на причале. Мы швартовались с закатом, я ступил на берег и выдохнул. Теперь нужно разобраться на яхте, принять душ и хорошенько выспаться. А ребята тем временем уже готовили ужин

Этот день оказался ключевым в нашем походе. Сейчас понимаю, что правильно сделал, что продолжил путь. Возвращаться в Мариенхамн не было смысла, мы бы потеряли день, и не смогли бы толком отдохнуть, т.к. пришлось бы выходить засветло. А сейчас мы проделали уже почти половину пути. Команда и корабль выдержали испытание, так и должно было быть

Павел Минаев

Было интересно - подписывайся на канал ВездеХод, чтобы следить за историей или посмотреть на другие приключения. А все статьи по этому путешествию можно найти по хештегу #перегон из швеции