Судовой журнал. Яхта Camaro, модель Shipman 28, шведской постройки
Вчера в 17:00 вышли из Стокгольма, прошли шлюзы. Не работали ходовые огни, два часа занимались ремонтом
6:00 - встретил закат на вахте, пора будить ребят. Впереди 60 миль до острова Кокар. Штиль, сейчас начало раздувать
Второй день нашего перехода из Швеции в Россию, я помогаю двум ребятам из Москвы. Отстоял ночную вахту, провел яхту узким фарватером из Стокгольма до открытого моря. Впереди нас ждал целый день шквалистого встречного ветра и волн, который оказался проверкой для ребят, ведь они были впервые в море. Да и о яхте мы узнали много нового.. Но, обо всем по порядку
Когда осталось совсем немного до выхода в море, я разошелся с большим пассажирским паромом. В сумерках раннего утра он светился как рождественская елка
Влад и Саша проснулись, разрушая остатки сна утренними процедурами. Я допил свой стакан кофе и передал управление. Теперь мне предстояли четыре сладких часа сна после вахты
До этого момента ребята толком не ходили под парусом, и подобный переход для них впервые. Поэтому я и торопился пройти ночью сложный участок, чтобы теперь, выйдя на открытую воду, Владу и Саше было легко контролировать обстановку. Хорошо, что ветер был слабым, и лодка неплохо шла по ровной воде со скоростью пять узлов(10 км/ч)
Нужно было всего лишь идти по прямой до острова Кокар, который расположен как раз по пути в Выборг. По моему плану мы должны были там пополнить запасы топлива и передохнуть
Я забрался в спальник и заснул под ровный гул мотора. По прогнозу ветер должен начаться ближе к обеду, поэтому можно спокойно поспать, пока яхта идет по ровной воде. Оказалось, я слегка ошибался, точнее ошибался мой прогноз..
Перед тем, как окончательно погрузиться в сон, я попросил ребят приготовить кашу и кофе к моменту моего пробуждения, т.к. я не позавтракал, очень уж хотелось спать(больше чем есть, на тот момент)
Я давно хожу под парусом, поэтому всегда чувствую яхту, даже когда нахожусь внутри, и даже когда сплю. Ребята держали курс на Кокар, а я видел сны и ощущал, как лодку качает от носа до кормы. Я тогда еще подумал: "море все-таки, поэтому волны большие"
Если бы что-то нештатное произошло, то ребята разбудили бы меня, поэтому я продолжал восстанавливать силы. Оказалось, не зря, они мне еще пригодятся
Прозвонил будильник, и я открыл глаза. На столе, который на Shipman 28 является еще и ступеньками в каюту, стояло три порции каши, заваренной кипятком, а на плите дымился чайник. Я мысленно поблагодарил парней и стал одеваться, яхту раскачивало довольно сильно, но это не помешало моим сборам
Я вышел на палубу и быстро оценил ситуацию. Яхта шла четко против ветра, который раздул до 10-12 м/с, на первый взгляд, да еще и волны то и дело встречались с нашим форштевнем(передняя часть носа яхты) Двигатель вроде бы работал, но скорость была всего три узла. При такой скорости мы бы пришли в Кокар к следующему утру. А это совершенно не входило в мои планы. Поэтому мы поставили паруса и начали лавироваться против ветра и волн(идти зигзагами, елочкой)
Я поел, а Саша и Влад отказались от каши, да и вообще от еды. Их немного прикачало с непривычки. Влад вообще мог сохранять нормальное состояние только стоя на палубе и держась за ахтерштаг, но вскоре я все-таки заставил его сесть в целях безопасности
В таком состоянии люди становятся вялыми, как будто вековая усталость накатывает разом, поэтому нужно быть максимально аккуратным. Саша пошел спать, а Влад сидел около рубки и тоже пытался дремать. В это время ветер все больше раздувал, поэтому пришлось зарифить грот(убрать часть основного паруса)
После пары часов лавировки я понял, что сильного продвижения вперед у нас нет. Ветер дует ровно от пункта назначения, поэтому галсы равнозначные, и как бы яхта ни шла, все равно волны помогают ей дрейфовать в обратную сторону
Я оценил время и расстояние. Решил убрать паруса и пойти под двигателем. Пока ребята прикачивались, приходилось все делать самому. Это нормально, такая уж работа у капитана(иногда бывает)
Двигатель неплохо разогнал лодку, даже против волн мы шли пять узлов, а иногда и шесть. Около часа я держал нужный курс, но в какой-то момент скорость начала резко падать, до четырех, а потом и до трех узлов. Мы находились в открытом море, поэтому волны были довольно высокими, они так и хотели развернуть яхту и остановить наше продвижение
Похоже, у нашего двигателя какие-то проблемы с подачей топлива. Но проверить или даже посмотреть я не мог, т.к. пока я один управлял яхтой. У нас был автопилот, но очередная волна залила контакты и он отказался работать(странное расположение разъема.. но, как есть)
Итак, ситуация была следующая: мы где-то в открытом море, до острова Кокар еще тридцать миль, а это около семи часов хода(если по прямой), встречный ветер все усиливается, команда не может(временно) выполнять свои функции, яхту качает из стороны в сторону, двигатель барахлит. Отличное приключение!
У меня было два варианта:
- повернуть на девяносто градусов и уйти попутным курсом в Мариехамн(главный и единственный город Аландских островов), но это еще крюк в сорок миль, а нам надо за неделю дойти до Выборга
- идти на Кокар ожидая ослабления ветра и того, что двигатель не загнется и команде станет получше
Одно я знал наверняка: вечером надо встать в какую-то марину. Во-первых, чтобы проверить двигатель и разобраться на лодке, во-вторых, чтобы команда немного отдохнула. А то у них получилось так: первый выход и сразу в шторм(если можно его так назвать)
Я решил идти на Кокар. Заводил мотор и продвигался вперед, когда скорость падала, я ставил паруса и шел галсами. Не так быстро, зато спокойно. Таким способом наша яхта постепенно приближалась к острову
Когда до бухты оставалось около пятнадцати миль, я подумал: "теперь точно дойдем.." Ветер начал стихать, Саша проснулся, повеселевший и бодрый вышел он на палубу и предложил перекусить. А я из тех, кто не отказывается от еды, тем более после целого дня в море
Влад тоже открыл глаза и сказал, что ему уже гораздо лучше. В этот момент выглянуло солнце, не хватало еще какой-нибудь бравой музыки...
Парни немного прибрались, уложили паруса и шли под мотором, покрывая милю за милей. Но, на море никогда нельзя давать точные прогнозы на свой приход. Двигатель опять начал капризничать и работал еле-еле, так, что скорость упала до двух узлов
Ну ничего, не даром у нас парусная яхта! Стаксель(передний парус) взмыл вверх и мы продолжили движение. Грот(основной парус) я не стал ставить, т.к. еще совсем недавно ребята с таким усердием его убирали. А нам оставалось идти совсем немного
Ветер начал опять подниматься и заходить сбоку. Поэтому я направил яхту точно ко входу в бухту. Остров уже был отлично виден. Мне посоветовали встать в бухте Хелсо. Еще в июле, когда я организовывал путешествие по Аландским островам, я познакомился с финном, который поделился со мной своими знаниями местных бухт, островов и стоянок
Для нашей небольшой яхты хватило места на причале. Мы швартовались с закатом, я ступил на берег и выдохнул. Теперь нужно разобраться на яхте, принять душ и хорошенько выспаться. А ребята тем временем уже готовили ужин
Этот день оказался ключевым в нашем походе. Сейчас понимаю, что правильно сделал, что продолжил путь. Возвращаться в Мариенхамн не было смысла, мы бы потеряли день, и не смогли бы толком отдохнуть, т.к. пришлось бы выходить засветло. А сейчас мы проделали уже почти половину пути. Команда и корабль выдержали испытание, так и должно было быть
Павел Минаев
Было интересно - подписывайся на канал ВездеХод, чтобы следить за историей или посмотреть на другие приключения. А все статьи по этому путешествию можно найти по хештегу #перегон из швеции