Найти тему
Америка глазами учителя

Раздельные школы для мальчишек и девчонок в США. Нужны ли они?

Ещё как нужны. Не могу, правда, говорить о школах для девчонок, но в школе для мальчишек я работал сам и могу с твёрдой уверeнностью сказать, что сам бы отправил своих сыновей в такую школу. Что касается школ для девчонок, то я знаю только одного человека лично, который там учился. Мою американскую коллегу родители отправили учиться в местную школу для девочек, где она получила отличное образование для осознанной жизни после выпускного.

Интернат в Новой Англии. Фото автора.
Интернат в Новой Англии. Фото автора.

Интересно слышать противоположные отзывы американцев и американок на раздельное обучение в школах, особенно тех людей, которые сами так и учились. Женщины, как правило, жалуются на недостаток общения с противоположным полом, таким необходимым, по их словам, для полноценного эмоционального развития. Мужчинам же, как правило, даже слов не хватает для ёмкого описания всех преимуществ раздельного обучения. Больше всего они ссылаются на формирование братства, которое продолжается чуть ли не до конца их жизни.

Те, кто попали в братву в 1990-х годах (и остались в живых) могут легко понять такие чувства. Армейское братство тоже запоминается на всю жизнь. Два года службы моего отца на Камчатке в 1970-х годах кажутся (мне уж точно) самыми важными годами его жизни. Вырви их из его взросления, и останется одна зияющая пустота. Вот и мой тесть полностью согласен с моим отцом, особенно когда дело касается армейской дисциплины. Крёстный наших детей учился пять лет в православной семинарии в США, жил в монастыре и с огромной теплотой вспоминает те годы, как и мой отец с тестем - армейскую службу.

Само собой разумеется, что все мы учились в смешанных советских школах. Иного мы не знали, но читая воспоминания Паустовского о своих школьных годах до революции 1917 года, невольно представляем себе, каково оно было учиться только со своим полом, как Ломоносов в 18 веке, да и во всех остальных эпохах, вплоть до возникновения школьного образования в нашем современном понимании. Что касается моего взгляда, то я обеими руками за отдельные школы для мальчишек.

Проработал я в одной из таких школ в США два года. Если интересно, можете прочитать здесь подробнее о том, как меня туда занесло и что именно я там делал.

Помню, как в самые первые дни работы меня посетило (и больше уже не покидало) такое чувство, будто я оказался в мужском монастыре. Дисциплина во всём. Распорядок дня. Отрицательные очки за нарушение правил, опоздания и неуставной внешний вид. Учителей это всё тоже касалось. Я-то провёл в той школе всего два года, а большинство мальчишек - четыре, то есть с девятого по двенадцатый класс. Это же два армейских срока да ещё и до начала призывного возраста.

Учась в институте на бакалавра, подружился я с одним парнем из Норвегии, который, оказывается, тоже учился в той школе. Играл там в европейский футбол и остался специально на второй (последний) год, когда узнал, что не поступил в институт мечты всей его жизни. Стиснув зубы и забыв про гордость (второгодник же), продолжал играть так же упорно в футбол за свою школу и учиться на круглые пятёрки (straight A's), как, впрочем, и в предыдущем году. Спустя год поступил он, наконец-то, в институт, о котором так долго мечтал и в котором мы и познакомились.

Рабочий уголок в моей квартире в интернате. Фото автора.
Рабочий уголок в моей квартире в интернате. Фото автора.

Сейчас мой товарищ-второгодник зарабатывает миллионы, занимаясь облигациями и казначейскими бумагами в Манхэттене. Если существует современная версия гончаровского Андрея Штольца, то это он. Даже зовут его почти так же. Наблюдая за его неоспоримыми успехами в жизни, мысль напрашивается сама собой: основы будущего успеха моего друга в Америке были заложены в том интернате в глуши Новой Англии.

Работая в той школе учителем, тренером, репетитором, воспитателем и дежурным по общежитию, вспоминаю те годы как счастливые и очень плодотворные в моей жизни по всем параметрам. По одной книге в неделю я точно читал. Научился преподавать историю. Поступил в магистратуру на почти бесплатную основу. Накачал свои мышцы "до безобразия" как никогда в своей жизни, потому что показывал своим пацанам, как это делается без применения гормональной химии. Ученики потом в конце года проголосовали почти единодушно за то, чтобы я был назван школой лучшим учителем года (в 2006 году), а мне просто было в кайф с ними со всеми возиться.

И зимы там настоящие. Фото автора.
И зимы там настоящие. Фото автора.

И что, неужели мальчишки так и живут без девчонок? Нет, конечно. Школа похожа на монастырь, но каникул-то у нас было вагон и маленькая тележка. Так как мы учились ещё и по субботам, то могли себе позволить отдыхать четыре месяца в году, если не больше. Так что общения с противоположным полом у них было достаточно, но за пределами школы.

И во время учебного года можно было нашим ребятам общаться с девчонками (опять же за пределами школы). Как сейчас помню, назначили меня сопровождающим в поездку на танцы в соседнюю школу. "Соседняя" оказалась в часе езды. В той школе учились одни девчонки, которые пригласили наших ребят. Такие визиты и приёмы, вообще, очень распространены в раздельных американских школах. Помню, как я был поражён воспитанностью своих ребят и в то же время их уверенностью в себе. Потанцевали с девчонками. Всё так вежливо. Набрали телефонных номеров перед уходом. Мне даже на радостях принесли чей-то номер. Я им говорю:

С ума что ли сошли? Только этого мне и не хватало!

А они от чистого сердца, мол, спасибо, что с нами приехали и допоздна тут с нами торчите. Добрый народ, эти пацаны, чуть под монастырь не подвели.

Дорожка к моему дому. Фото автора.
Дорожка к моему дому. Фото автора.

Хорошо, что такое общение имеет место только за пределами школы. На уроках мальчишки не отвлекались на девчонок. Если я читал по одной книге в неделю, то наши ученики читали ещё больше. И писали много исследовательских работ. В Америке очень важно уметь выражать свои мысли в письменной форме. Вот уже который год я работаю в школе для обоих полов (или "всех" полов, по словам некоторых чересчур продвинутых учеников сейчас) и замечаю огромную разницу в способностях сосредоточиться на достижении целей и волевых качествах в раздельной школе и совмещённой.

Костёл в интернате, со службы в котором начинаются вторники и пятницы. За опоздание на службу ученикам влетит в два раза больше. Фото автора.
Костёл в интернате, со службы в котором начинаются вторники и пятницы. За опоздание на службу ученикам влетит в два раза больше. Фото автора.

Сейчас таких школ остаётся всё меньше и меньше. Интересно, что это девчонки рвутся в мужские школы и добиваются своего. Даже мой институт был когда-то чисто мужским, но под натиском феминизма отступил в середине 1960-х от своих традиций, и теперь он наполовину женский. Парни и девушки там живут в общежитиях вперемешку и пользуются одними и теми же туалетами и душевыми. Там просто нет обозначений "мужской" и "женский". Прогресс да и только.

А ещё интересно то, что парни не рвутся в женские школы и вузы. Почему, не знаю.

Очень интересный фильм о женском институте (Wellesley College) в 1950-х годах. Фильм о феминизме, но с очень неожиданной концовкой. В те времена девушки оттуда ездили на танцы (балы) в мой институт. И наоборот. Бывший директор моего интерната так и познакомился со своей будущей женой. Крепкая семья была на всю жизнь. Буквально. Их уже в живых нет...
Очень интересный фильм о женском институте (Wellesley College) в 1950-х годах. Фильм о феминизме, но с очень неожиданной концовкой. В те времена девушки оттуда ездили на танцы (балы) в мой институт. И наоборот. Бывший директор моего интерната так и познакомился со своей будущей женой. Крепкая семья была на всю жизнь. Буквально. Их уже в живых нет...

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал и делитесь с друзьями. До новых встреч!

Если интересно узнать побольше про американских учителей, жмите сюда.