Найти в Дзене
Инна Эн

«Мам, что такое наказание?»

Оглавление

Прекрасно понимаю, что в некоторых случаях с ребенком надо быть предельно строгой и принципиальной. Но когда публично, на детской площадке, женщина со всей силы лупит по заду 10-летнего сына — я не знаю, куда отвести взгляд. Мне стыдно.

Поражает, когда о шлепках как методе из воспитательного арсенала пишут психологи. Да, есть еще такие «специалисты», которые предлагают осознанно использовать битье, наподобие дрессировки животных. Или как вариант — ставить в угол. А в садах до сих пор распространено наказание в виде принуждения сидеть на стуле. Баловались, шумели – ну ка, посидите-ка на стульчиках минут 15!

Чаще всего, родители бьют от раздражения, несдержанности, гнева. То есть битье — это не про наказание вообще, а про родительское неумение справляться с эмоциями и даже про садистичность, которую прикрывают благими намерениями («Я воспитаю из тебя человека!»).

Пробовали наорать на своего босса?

О том, как бороться с раздражительностью, очень много написано. Было бы желание меняться. Да, я тоже очень часто испытываю раздражение в адрес дочки. Опять разлила воду возле компьютера. Тратит целый час на одевание. Вспоминает про туалет, когда только-только вышли из дома.

В такие моменты мне приходит на помощь одно упражнение, которое я обычно интерпретирую по настроению и ситуации. Представьте, например, что бокал с водой нечаянно смахнул на пол не ваш ребенок, а гендиректор компании, в которой вы работаете. Или премьер-министр, или нобелевский лауреат по литературе. Реакция будет разной, так ведь?

Мы никогда не наказывали ребенка

Наша дочка узнала про наказания ближе к трем годам, причем не от нас, родителей, а из советских стихов. Про всех этих пап с ремнями, битые попы и т.п. со смакованием писали Успенский, Остер и др. Приходилось как-то объяснять дочке, что раньше были такие вот наказания, что сейчас родителям запрещено бить детей. Но нет-нет да и услышим в саду или на площадке, как какая-нибудь бабушка пугает внука: «Сейчас по попе получишь!»

Мы никогда не наказывали дочку, да и не хотелось. Табу на наказания — это один из немногих родительско-воспитательных моментов, в которых я уверена.

«Ребенок должен ценить хорошее отношение родителей, а не бояться углов и ремня, — считает муж. — Можно, конечно, запугать, закошмарить. Сказать, что если он выйдет из угла, то случится что-то страшное. Но зачем малышу эти ужасы в голове?»

И результат мне нравится. Я никогда не считала дочку непослушной. Да, иногда у нее сносило крышу под влиянием стадного инстинкта на детской площадке, когда она бежала куда ни попадя, визжала и маму не замечала. Или не хотела идти туда, куда мне было нужно. Но это не непослушание. Просто у ребенка есть свои желания, которые не всегда совпадают с моими. А сейчас, в 4,7, я вижу просто образец покладистости.

П.С. Есть множество способов научить ребенка отличать хорошее от плохого, показать, какое поведение приемлемо, а какое недопустимо. Хорошо бы еще при этом, чтобы в системе координат малыша было не только черное и белое — чтобы он понимал, что возможны варианты, что у него всегда есть право на снисхождение и прощение за проступки.