232 подписчика

Вече. Демократия по древнерусски.

816 прочитали

Основным органом власти в древнерусском обществе было вече. Древняя Русь состояла из множества самоуправляемых общин. Каждая деревня управлялась местным сходом - совещанием всех взрослых мужчин (вечем). Каждая сельская волость, каждый город, каждый конец города и каждая улица города имели собственное вечевое самоуправление.

Самый простой пример вечевого самоуправления - сельский сход. Самый сложный - вече в большом городе - центре земли. - На такое вече приходили не только все взрослые свободные мужчины самого города, но и приезжали, по возможности, представители пригородов - малых городов, зависимых от главного города земли. Например, в Новгородской земле главным городом был Великий Новгород, а его "пригородами" были Ладога, Руса, Псков (до XIVвека).

На степени (специальном постаменте) ведущий вечевое собрание степенной посадник. Миниатюра XVI в. Лицевой свод.
На степени (специальном постаменте) ведущий вечевое собрание степенной посадник. Миниатюра XVI в. Лицевой свод.

Решения на вече принимались, как сейчас говорят "консенсусом". То есть обсуждение вопроса шло до тех пор, пока все его участники не соглашались с каким-то вариантом решения. Но был один нюанс. Того, кто оказывался в явном меньшинстве, но, тем не менее, продолжал упорствовать, настаивая на своем решении, могли просто побить. Таким образом, на принятие решения влияло не только то, сколько людей за какое решение "голосуют", но и то, сколь решительно они готовы отстаивать свою позицию.

Средневековое самоуправление, как и вообще все социальное устройство общества, было целиком основано на грубой силе, на силе вооруженных мужчин, готовых эту силу применять против тех, кто им помешает. Без применения этой мужской силы ни одна семья не могла бы выжить, прокормить и защитить себя от природы и от соседей. Поэтому власть мужчины в семье была непререкаемой. А для внешнего мира именно старший мужчина был законным, общепризнанным представителем всей своей семьи.

Средневековая общественная жизнь выстраивалась из взаимоотношений этих самых вооруженных мужчин между собой. В самом критическом случае, в случае непримиримого конфликта, дело решалось сражением между вооруженными мужчинами. Но, как правило, в рамках одной самоуправляемой общины до таких кровавых столкновений уровня "гражданской войны" ситуация не доходила.

Вече в Новгороде. С картины К. Лебедева
Вече в Новгороде. С картины К. Лебедева

Столкновение разных мнений, разных интересов, на вече разрешалось в три этапа.

Первый - убеждение оппонентов словами. Слово "вече" произошло от "вещать" - говорить. Как правило, именно на этом, первом этапе, все вопросы самоуправления и решались. Высказыванием своего мнения и убеждением других при помощи слов.

Второй этап - судный бой между сторонами. Это, собственно, та самая "драка на вече". В этом бою было запрещено использовать оружие и даже доспех. Бой шел при помощи рук и посохов (деревянных палок). Бить в голову было запрещено. Победившей считалась сторона, вытеснившая противников с вечевой площади.

Как правило, проигравшая в таком судном бою сторона признавала свое поражение и смирялась с ним, потому что если при таком "мягком" столкновении без оружия противники своей массой и упорством сумели победить, то и в военном столкновении они тоже победят, так что устраивать вооруженные разборки после такого поражения на массовом судном поединке дело не только бесполезное, но и заведомо проигрышное.

В Новгородской Первой летописи под 1359 годом описан эпизод, когда жители Славенского конца, чтобы поставить посадником своего ставленника, пришли на вече в доспехах "и розгониша заричан, а они без доспеха были, и бояр многых побили и полупили". Заречане это жители трех концов Софийской стороны Новгорода, находящейся за рекой, с другой стороны от Славенского конца. На следующий день мужчины этих трех концов пришли на вече в доспехах и с оружием. То есть они не признали победы Славенцев в вечевом бою, т.к. те нарушили правила судного вечевого боя. В результате славенцам пришлось признать свое поражение, отказаться от продавленной таким незаконным способом кандидатуры посадника, т.к победить все три конца в военном противостоянии они явно никаких шансов не имели. Впрочем, это единственная такая попытка жульничества на вечевом судном поединке, зафиксированная летописью.

Обычно участники вече понимали, какой примерно вес и какая военная сила стоит за тем или иным концом, за той или иной улицей, за тем или иным боярином, и, чтобы понять, за какое же решение подавляющее большинство вечников, достаточно было просто выслушать аргументы сторон, а затем узнать, кто же поддерживает одну сторону, а кто - другую.

Новгородское вече. С картины С. Рубцова
Новгородское вече. С картины С. Рубцова

Часто для того, чтобы понять настроение вече было довольно одного только одобряющего крика толпы. Если же было не понятно, какое решение одобряет большинство, обсуждение продолжалось. В сложных случаях вече могло собираться и много дней подряд, чтобы принять-таки какое-то решение. Иногда спорное решение просто откладывалось на какой-то срок. Но не все решения можно отложить на потом. В случае острых противоречий и необходимости срочно принять решение в дело шли кулаки и посохи, и подавляющее большинство просто выталкивало с вечевой площади тех, кто оказался в меньшинстве.

Третий этап - в случаях же, когда наглядная демонстрация силы на вечевом поле не убеждала меньшинство, дело могло дойти и до настоящих военных столкновений между спорящими сторонами. Но такие случаи были крайне редки.

Таким образом, все политические решения в древнерусской системе народного вечевого самоуправления, в конечном итоге, сводились к тому, какая сторона одержит победу в случае прямого военного столкновения. Любые решения принимались не "большинством голосов", а наиболее сильной в военном смысле стороной.

Скажу по секрету - вся политика вообще, на протяжении всей истории, в конечно счете сводилась и сводится сейчас ровно к тому же - кто, в случае прямого столкновения сторон одержит военную победу.

Другое дело - цена военной победы. Она может быть слишком высока. Никто не захочет умирать в гражданской войне с соседями из-за вопроса о том, кому занять должность председателя на следующем вечевом собрании. Но если этот вопрос не получится разрешить аргументами, уговорами и криком, то меньшинство вполне можно "убедить" при помощи кулаков и дубинок.

В условиях, когда в настоящей войне главным был натиск, личные качества бойцов и применение холодного оружия ближнего боя, такого рода вечевые судные поединки наглядно моделировали настоящий бой и его результаты, оставляя при этом участников живыми и почти не покалеченными.

Сигналом для сбора вече, традиционно, был звон вечевого колокола. В условиях городской улицы или сельского поселения - это был звон колокола местной, уличанской (или деревенской) церкви. В условиях города, видимо, сигналом сбора был звон колокольни в церкви, находящейся рядом с вечевой площадью. Так, в Новгороде, судя по летописным упоминаниям и археологическим находкам, вечевая площадь находилась к югу от Никольского собора, "на Ярославле дворе", т.е. на обширной площади перед княжеской резиденцией, построенной в Новгороде Ярославом Мудрым.

Вечевой колокол. Миниатюра XVIв.
Вечевой колокол. Миниатюра XVIв.

Вече выбирало должностных лиц местного самоуправления в деревнях, в городах, в концах и улицах городов. Вече было высшей судебной инстанцией, или назначало людей на должность судьи, на должность сборщика дани, на должность военачальника и т.д. В Новгороде вече выбирало не только князя, но и новгородского архиепископа.

В некоторых городах Древней Руси вече регулярно собиралось для переизбрания городских должностных лиц. В некоторых вече собиралось лишь в экстренных случаях (выборы нового князя или свержения князя прежнего, военная опасность, восстание).

И если в городах вечевое самоуправление было на Руси постепенно упразднено князьями (на юге страны в XIII-XIV веках, на севере - в конце XV- начале XVI веков), то в сельской местности вечевое самоуправление было нормой еще во времена Ивана Грозного и сошло на нет лишь с закрепощением крестьян, к XVII веку.

Если вам понравилась эта статья - ставьте лайк, делайте репост, и

подписывайтесь на канал.

См. также:

Ссылки на все статьи путеводителя по Древней Руси.