Опровержение. Изначально в тексте была информация о наличии задолженности по налогам и сборам у следующих юрлиц: ООО «Диверсус Групп», ООО «ТД Диверсус» и ООО «Чайные технологии». После дополнительной проверки фактов мы ее удалили, так как она не нашла подтверждения.
Также было указано, что бизнесом Евгения Малкина занимался человек, который не смог извлечь прибыль, а лишь привлекал сторонние инвестиции, растворившиеся в неизвестном направлении. Эта информация не нашла подтверждения в ходе дополнительной проверки фактов и была удалена.
* * *
Вы вряд ли помните, что около года назад появилась новость: Евгений Малкин инвестировал 4 млн долларов в блокчейн стартап. С тех пор криптовалюты так и не стали общепризнанным платежным средством, ICO (форма привлечения инвестиций в виде продажи новых единиц криптовалют) превратилось в разновидность мошенничества, а комиссия США по ценным бумагам на долгий срок закрыла несколько хитрых стартаперов, которые присваивали деньги, собранные на токен-сейле.
Совместно с автором телеграм-канала «Криптокритика» Алексеем Гряцких мы внимательно изучили проект Mark.Space, в который вложился Малкин, и обнаружили очень много интересных фактов. Обвалившийся токен, огромные убытки, отсутствие четких перспектив и игнорирование вкладчиков – кажется, русский хоккеист потратил деньги не туда.
Для тех, кто не хочет погружаться в эту историю и рассматривать скриншоты из СПАРКа, вот самая важная информация по теме. За последние 10 лет у Евгения Малкина было несколько бизнес-проектов, которые стартовали с разным успехом. В некоторых из них соучредителем был друг детства Евгения из магнитогорской ДЮСШ Александр Строкатов. Несколько лет назад он познакомил Евгения с предпринимателями, которые хотели перевернуть мир виртуальных технологий – сначала Малкина заинтересовали идеей виртуального торгового центра, а позже этот проект вырос в идею полноценной виртуальной реальности.
Малкин инвестировал значительную сумму, и таким образом получил долю в компании, однако разработка проекта постоянно затягивалась, и через какое-то время инвестиции подошли к концу. Тогда руководители проекта приняли решение выйти на ICO – собрать деньги на проект посредством размещения на криптовалютной бирже токенов. Малкин оставался соучредителем и был фактически лицом компании, поскольку наличие в проекте суперзвезды спорта выглядело гарантией надежности в глазах инвесторов.
Основной упор в сборе денег был сделан на азиатский регион – команда проекта активно посещала различные крипто-конференции и искала инвесторов. При этом Малкин почти не принимал участия в реальной работе – он просто пересылал нужные документы в Москву и изредка посещал московский офис компании Mark.Space. Евгений полностью доверял своим партнерам, и компания успешно провела ICO – по официальным данным удалось привлечь более 10 млн долларов, на которые предполагалось профинансировать проект.
Спустя год после ICO происходит очень странная история – команда разработчиков на протяжении длительного срока не получает зарплату, прекращает работу над проектом и закрывает свою компанию. Японское отделение Mark.Space, которое должен был финансировать московский офис, также до сих пор не получило никаких денег за свою работу и прекратило деятельность. Деньги, собранные на ICO, не поступили в адрес юрлица, которое служило гарантией надежности сделки. Команда проекта не выходит на связь, а пострадать может репутация Евгения Малкина – он доверился своим знакомым, с которым ранее имел дело, вошел в проект с неизвестной ему тематикой и, как выяснил Sports.ru в ходе расследования, понес серьезные убытки.
Ниже – подробная история проекта Mark.Space. Из этого текста вы узнаете:
• как устроен бизнес Евгения Малкина;
• кто убедил суперзвезду вложиться в рискованный стартап;
• сколько денег Малкин вложил в виртуальную реальность;
• почему у него могут быть проблемы с налоговой службой США и юридической ответственностью перед инвесторами.
Друг детства, с которого все началось
У Евгения есть своя маленькая, но все же бизнес-империя. Бренд по производству одежды, минеральная вода, мерч Malkin-team, а с недавнего времени и доля в компании Mark.Space. Раньше был еще клуб в Магнитогорске, с элегантным названием VIP-Зона. Заведение было стилизовано под тюрьму – решетки на окнах, персонал в полосатых робах и колючая проволока. Малкин открыл его в 2006-м, а спустя три года сдал в аренду.
Вот как выглядит его бизнес сегодня:
• ООО ТД «Диверсус», доля 7%
• ООО «Ук – Марк», доля 20%
• ООО «Эссеншл Аква», доля 25%
• ООО «Мода Марк», доля 20%
• ООО «МИГ», доля 50%
• ООО «МПИ Аква», доля 25%
В блокчейн-стартапе нас интересуют два юрлица, в названии которых фигурирует слово «Марк».
«Мода Марк» и «Ук-Марк» – это две части одного проекта, под общим названием Mark.Space. Согласно информации на главной странице проекта, это «расширение реальности в виде виртуальных пространств, визуально и функционально приближенных к действительности и доступных со всех компьютерных, мобильных и VR/AR/MR/XR устройств». Если совсем просто – виртуальная реальность, с которой многие из вас уже сталкиваются в торговых центрах в виде аттракционов.
Пару лет назад Малкин заявлял: «Основатели так горели проектом, что я поверил в команду раньше, чем в идею, а когда увидел прототип, все сомнения отпали». Судя по всему, команда состояла из людей, которым Малкин доверял.
Не секрет, что многие суперзвезды поддерживают тесный контакт не только с партнерами по клубу, но и с друзьями из ДЮСШ. В случае Малкина один из таких друзей – Александр Строкатов.
Очень давно он перебрался в Магнитогорск из Усть-Каменогорска в школу магнитогорского «Металлурга» вместе с Дмитрием Пестуновым. Играл в 1-й лиге за «Металлург-2» и в составе юниорской команды «Металлург-85», в которых играли также Денис и Евгений Малкины. Вместе с Малкиным они становились чемпионами России среди юношей 1985 года рождения.
Карьера Строкатова на взрослом уровне не сложилась, но он продолжил играть за любителей – вот его профили игрока-любителя на сайтах NPHL (Лига Ростех) и РТХЛ, ну и профиль хоккеиста-профессионала на R-hockey.
Строкатов имеет совместные доли в бизнесе с Малкиным, а именно в «МПИ-Аква» и «ТД «Диверсус». Кроме того, в этом сезоне он играет за любительскую команду G-71, которая связана с личным брендом Евгения Малкина.
У Александра есть родственница – Строкатова Наталья Степановна. Она владеет долями в ООО «КЭПИТАЛ-МАРК» совместно с Яной Конторович (по 50% каждая) и в ООО «МАРК» совместно с Яной Конторович и Антоном Тихоновым (47,5%, 5% и 47,5% соответственно).
Яна Конторович – выпускница МГИМО и СЕО (генеральный директор) проекта Mark.Space. Антон Тихонов – ее муж. Он выпускник школы «Крылья Советов». В сезоне-2018/19 был генеральным менеджером и капитаном любительской команды NOVA ARENA. В сезоне-2019/20 вместе с Александром Строкатовым и рядом других товарищей по команде перешел в G-71.
Цепочка выглядит так: Малкин знает Строкатова, Строкатов знает Малкина и Тихонова и знакомит их, в результате чего рождаются несколько юридических лиц, проект Mark.Space и должности для жены Тихонова и родственницы Строкатова.
Интересный факт: первый Кубок Стэнли Малкин привозил в Магнитогорск, а две следующих – уже в Москву. Это родной город жены Малкина, Анны Кастеровой. Так вот, на вечернем мероприятии, на которое Малкин пришел с Кубком Стэнли, было сделано это фото, слева – Антон Тихонов, справа – его жена, Яна Конторович.
История доменов и торговых знаков
Антон Тихонов – главная фигура этого проекта. Он старательно избегал любой связи с Mark.Space и тщательно скрывал свое участие. Его нет на основном сайте проекта, нет среди юридических лиц, которые могут понести ответственность.
В конце 2013 года на скончавшемся сайте агентства DEKOLE, из которого вылупился сайт Diversus Group, появляется новость, связанная с масштабным и секретным проектом в сфере e-commerce. Ссылка внутри самой новости вела на страницу работодателя на HeadHunter – ныне проект Moda Mark. Но так проект назовут потом, а в оригинале он назывался иначе – «Мегамолл».
… настоящая революция на рынке электронной коммерции, который как минимум вдвое увеличит его объем в ближайший год».
«В «Мегамолле» представлены все мировые бренды, чтобы каждый посетитель смог легко найти и купить любой товар, а также широчайший спектр услуг, который точно не оставит никого равнодушным».
«Мегамолл — это шоппинг-туры нового поколения».
«Вы очутитесь в блистательном ТРЦ, выполненном в первоклассной графике и в практически осязаемом 3D, настолько правдоподобном, что, кажется, его можно коснуться рукой!».
После нескольких релизов проект умер – ни одной новости о развитии этой истории. Но остался логотип с буквой М.
На странице Яны Конторович в виде тизера . У Антона Тихонова – тот же тизер, но с небольшими доработками и в виде репоста со страницы «X-MARK».
В поисках истории становления «Мегамолла» СПАРК выводит нас на следующий список доменов и торговых знаков. Домены начали регистрировать с 2013 года, а заявки на товарные знаки – с 2014-го. Знак, используемый Mark.Space и Mark.Moda (в кружочке), был зафиксирован во владение ООО «МАРК» лишь в июле 2018-го. То есть ICO проводилось даже без прав на собственный знак (логотип здесь). При этом домен moda-mark.ru зарегистрирован на частное лицо 15 октября 2013-го. Домен capital-mark.ru зарегистрирован на частное лицо 21 февраля 2014-го. Это частное лицо зовут Антон Тихонов.
Теперь с помощью Web Archive посмотрим, что было на тех доменах родом из 2013-го. Из самого раннего снэпшоты находятся на mall-mark.ru за 2015 год.
Теперь немного покопаемся в презентации, представленной тогда на сайте. Оказывается, ParkMark/Мегамолл – это было целое собрание МАРК-сервисов.
Обратите внимание: внутренняя валюта «Марк» и продажа виртуальных луков и вещей. Почти как токены в Mark.Space.
Но не все так просто. Для работы в модной студии надо было сначала сделать 3D-модель клиента через оцифровку фигуры в шоу-румах Moda Mark, а потом уже виртуальный аватар появился бы в личном кабинете юзера.
Формовку образцов под клиента можно вспомнить еще по проекту mi adidas 2000 года с формированием в магазинах adidas трехмерных моделей стоп, на базе которых потом на заказ шили бутсы для клиентов. Проект в итоге свернули по совершенно понятным причинам:
1) Людей, которым нужна кастомизация обуви (например, из разных стоп или их проблемной формы), мало. Итоговый ценник становится либо неприличным для клиента, либо объем производства не окупает затрат.
2) Массовый клиент, зайдя в магазин, хочет решить проблему прямо сейчас, а не ждать, пока ему обмеряют стопу, потом когда-то в будущем привезут обувь. В том числе потому, что многие покупки происходят спонтанно на эмоциях или потому что внезапно всплыла потребность.
Но Moda Mark неудача adidas не остановила. Создатели прогнозировали большой и быстрый рост.
Для исполнения обещаний по росту аудитории планировалась «агрессивная маркетинговая политика» и федеральная рекламная кампания. На которую, конечно, потребуются деньги от инвесторов. Теперь вопрос, кто-то помнит рекламные кампании проектов ParkMark, Moda.Mark/Mark.Moda или Mall Mark?
Но инвесторы все равно нашлись: скрин1, скрин2, скрин3 , скрин4.
Кто-то вложился в юрлица, генерирующие минимальную выручку или вообще убытки. Эти люди явно верили в Антона Тихонова и Яну Конторович.
По данным sports.ru Источник