Что посмотреть в Стокгольме, если у тебя есть всего один день? Для людей, интересующихся морем и кораблями, ответ очевиден - музей Васа. Это настоящий огромный корабль XVII века, который затонул почти сразу после спуска из-за ошибок в проектировке и строительстве. В XX веке его подняли со дна и сделали музей(единственный подобного рода); корпус хорошо сохранился, т.к. в заливе вода всегда довольно холодная и слабосоленая
Сейчас музей Васа - это одна из главных достопримечательностей Стокгольма, если можно так выразиться. Поэтому мы отправились именно туда и посмотрели, как шведы умело используют наследие предков(пусть и когда-то трагически затонувшее)
Из этого получился неплохой бизнес, т.к. этот музей посещают тысячи людей, и все эти люди не только покупают входные билеты, но и непременно увозят с собой кораблик-копию настоящего Васа, открытки, магнитики.. Все, к слову сказать, хорошего качества
Но и посмотреть есть на что, зрелище впечатляющее, и это место обязательно надо посетить, если вы оказались в Стокгольме. Расскажу подробнее
- Почему у нас был всего один день?
Мы приехали в Стокгольм по делу. Двое ребят из Москвы - Саша и Влад купили яхту в Швеции, а я помогал им в перегоне. Мы уже приняли яхту(Shipman 28, об этом я писал в предыдущей статье), разместились и подготовились к переходу в Россию. Но у нас был один день, чтобы посмотреть город. Точнее, половина дня. Я хотел выйти около 17 часов, за ночь пройти "речки" и уже утром быть в открытом море
После завтрака на яхте мы отправились прямиком в музей. Дорога на метро заняла около часа, и мы оказались у входа. Сам корабль стоит на стапелях и находится внутри огромного ангара. Со стороны, пока еще не вошел внутрь, ты не можешь оценить масштабы музея
Но войти оказалось не так просто. То и дело к музею прибывали целые автобусы, откуда выбирались толпы людей. Очередь в музей была до самой дороги, длиной, как пара вагонов метро
Я думал, что стоять мы будем до обеда, уже хотел прилечь на газон. Оказалось, шведы умеют организовывать подобные заведения. Очередь двигалась довольно быстро, и уже минут через пятнадцать мы были внутри
Несколько касс пропускали людей. Отдельно для безналичного расчета, отдельно с бумажными деньгами, инвалиды и пенсионеры тоже проходили отдельно, а сотрудники музея помогали растерявшимся
И вот, мы прошли через турникеты и двери, и перед нами предстал корабль Васа во всей красе
В начале семнадцатого века шведский король, Густав Адольф, стремится увеличить влияние Швеции на Балтике и В 1620-х годах закладывает несколько кораблей. Раньше суда строили исходя из опыта, не было точных чертежей. Нужно было быть осторожным с нововведениями. А король хотел, чтобы корабли были двухпалубными и имели очень мощное вооружение
Слово короля - закон. Поэтому мастера построили большой трехмачтовый, шестидесятичетырех-пушечный корабль и назвали его в честь династии, царствовавших тогда королей - Васа. В то время не принято было писать на борту и корме название. Обычно изображали герб того, в чью честь назван корабль
Адмирал зашел на борт, корабль готовился к выходу. Команда бравых матросов вместе со своими женами и детьми, которые вызвались их проводить, заняла свои места
Красивые флаги развевались, пушечные порты были раскрыты, ярко раскрашенные резные фигуры из дерева смотрели на город, все жители вышли посмотреть на чудо-корабль
Прозвучала долгожданная команда: "Поднять паруса!", и несколько белоснежных полотен спустились с рей. В гавани дул легкий, но порывистый ветер, как отметил наблюдатель
Корабль не прошел и двух километров, как во время очередного порыва накренился, вода начала заливаться в открытые порты для пушек, и вскоре эта гордость шведского флота завалилась на бок и пошла ко дну. Думаю, если бы сейчас современный авианосец развалился на части, только выйдя в море, можно было бы ощутить масштаб той трагедии
Столько денег, времени и сил было потрачено впустую! Корабль строился около двух лет, был вооружен 64-мя пушками, украшенный золотом, множеством резных фигур. Кормовая часть корабля была высотой двадцать метров, и полностью покрыта резными элементами
Ошибки были допущены еще на этапе строительства. Сначала заложили обычный однопалубный корабль, а потом по приказу короля достроили еще вторую палубу, тем самым подняв центр тяжести выше. Думаю, адмирал, когда попал на корабль уже понимал, что мореходность корабля оставляет желать лучшего. Но он не мог ослушаться короля, ведь тот ждал свой корабль
После катастрофы состоялся суд, но никого не признали виновным, т.к. по факту, это был король Швеции. Не могли же они обвинить монарха?
В то время достать корабль со дна было нереально, и только во второй половине XX века водолазы смогли поднять корабль Васа. Потом поставили его на стапеля, закрыли крышей и сделали музей. Свидетельство человеческой гордости
Думаю, сейчас музей Васа стал одним из символов Стокгольма. Даже боюсь предположить сколько тысяч человек посещает его ежегодно(а может и миллионов?) И, конечно, государство неплохо на этом зарабатывает. Можно сказать, "отбивают" стоимость постройки и водолазных работ. Хороший пример. Даже из трагедии можно сделать правильные выводы, а потом и бизнес
Павел Минаев
Было интересно - подписывайся на канал ВездеХод, чтобы не пропустить продолжение истории про перегон яхты из Швеции в Россию
Начало путешествия:
Осмотр яхты. Готовимся к перегону из Швеции в Россию
Видео: поймали необычную рыбу на Балтике