АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. ЗАГАДОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЮНГ-ТЕРАПИИ.
Карл Юнг из своей знаменитой "конфронтации с бессознательным", которую он подробно описывает в Либер-Новом (более известном как Красная книга) и изучении алхимической традиции. Он нашел подтверждение своей интуиции, разработал самые сложные из его терапевтических методов: активное воображение. Активное воображение в глубокой психологии можно назвать магией воображения, которая фокусируется на мечтах и фантазиях, чтобы взорвать телеологические процессы бессознательного, нуминорационального проявления центрального архетипа психики.
Активная фантазия внесла бы вклад Юнга в алхимию, пусть и исключительно психологическую, и превратила бы его не только в историка алхимии, но и в собственно алхимика, хотя, несомненно, из гетеродоксии (хотя такая вещь как алхимическая ортодоксальность сомнительна сама по себе). Не только в археологе — как мечтал Юнг в детстве — изучая окаменелости, но и в человеке, который собирает кости и оживляет их: он наделит их душой у терапевта.
Как и для алхимиков сырье есть везде, сырье — центр нуминозности — юнговской терапии есть везде: можно использовать мечту, фантазию и даже сильные эмоции:
Если предмет работы находится везде и не является действительно особым веществом, то основополагающее значение имеет то, как он обрабатывается, как он обрабатывается, как с ним обращаются, какими глазами смотрят на него. Ибо если смотреть на него с достаточным вниманием, с рвением, с которым смотришь на любимого, и с заботой и деликатностью, с которой обращаешься с маленьким цветущим растением, это же вещество будет раскрываться и вылупляться во всем своем великолепии.
Из искры может вырасти целая сияющая звезда; из зерна соли, как подсказывает алхимик фон Веллинг, целая вселенная. По мнению алхимиков, есть призвание в металлах, в телах к золоту и в человеке к Богу. Это было призвано Орегоном, одним из величайших богословов Церкви, апокатастасом: восстановление первоначального состояния, которое придет ко всему. Юнг здесь предполагает, что фундаментальное в работе — психологическое или алхимическое — это более внимательное, открытое качество восприятия.
Оно заставляет работать само по себе, поскольку природа психики обладает инстинктом полноты; фиксированное внимание лишь создает достаточно напряжения для той энергии, которая приводит к расширению сознания. Тенденции к свету, к раскрытию. Рене Шульер де Любиц — один из тех, кто причастен к тайне Фулканелли — согласен с центральной ролью перцептивного акта в алхимии:
Существует видение, относящееся к каждому конкретному космическому моменту... настоящий момент, по сути, является вечностью. Мы знаем, что все создается каждый момент, и все также теряется (каждый момент).... Работа (алхимическая) - это не открытие техники... это восприятие существующего процесса. Именно восприятие является предметом изучения и молитвы.
Следуя примеру гностического кабалиста Дэвида Хаима Смита, что это представление о том, что всего достаточно для того, чтобы практиковать то, что Смит называет "созерцательной алхимией", заметно проявляется в традициях созерцания Востока.
И в буддизме, Индуизме — особенно в тантрических практиках, но не исключительно — достаточно всего — образа, мысли, дыхания и т.д. - чтобы практиковать созерцание, которое обращается практикующим к одному и тому же источнику, к свету чистого сознания. То, над чем медитирует человек, - это его собственное восприятие - не на объекте, который он знает, но на том, что делает все знания возможными.
Человек является образом тотальности и его сырье не что иное, как его субъективность, его собственное сознание, что психическая искра, которую Экхарт называет фюнкелином, "необработанная суть созданной души". Именно качество внимания - огонь алхимии - делает разницу и достигает того, что вещество трансформируется, и человек сам очищается.
Благодарю за интерес, читайте канал ⚩ CVANT